Туркменская ССР
Туркменфильм ( с 2007 года - Объединение «Туркменфильм» имени Огуз-хана) Ашхабад, Туркменская ССР, СССР
1926 - создание кинофабрики в городе Полторацк (ныне Ашхабад). 1938 - Ашхабадская киностудия. 1948 - в результате землетрясения здание киностудии было разрушено. Спустя несколько лет оно было восстановлено. 1958 - Туркменфильм. Долгое время студия носила имя Алты Карлиева, но в 2007 году присвоено имя легендарного прародителя туркмен Огуз-хана. В 2010 - Курировать работу объединения «Туркменфильм» было поручено Мунистерству культуры и телерадивещания Туркменистана.

Фото режиссера: Евгений Иванов-Барков
В годы войны в Ашхабад была эвакуирована киевская киностудия. Именно в Туркмении великий советский режиссер Марк Донской поставил один из своих шедевров – фильм «Радуга» (1944). А за два года до этого на туркменской земле классик осуществил первую экранизацию романа Николая Островского «Как закалялась сталь». В 1948 году на экраны страны вышла музыкальная комедия «Далекая невеста», ставшая самым коммерчески успешным туркменским фильмом. В прокате она собрала более двадцати пяти миллионов зрителей. И в этом же году страшное ашхабадское землетрясение полностью разрушило киностудию. Следующий фильм появился в Туркмении лишь в 1955 году. Новая же эпоха туркменского кино началась, как, впрочем, и везде, в шестидесятые годы. Именно тогда в Ашхабад из московского ВГИКа вернулись окончившие обучение молодые кинематографисты, которым предстояло сделать национальное кино востребованным в мире.

Среди этих людей выделялись двое - режиссер Булат Мансуров и оператор Ходжакули Нарлиев. Три их картины – «Утоление жажды» (1968), «Состязание» (1963) и «Рабыня» (1968) - заставили говорить о туркменских фильмах не только в Москве и Ленинграде, но и далеко за пределами СССР.
Первые международные награды туркменское кино завоевало именно благодаря этим двум талантливым служителям экранной музы. В следующем десятилетии оператор Нарлиев стал кинопостановщком, и уже первая его режиссерская работа - «Невестка» (1971) получила престижный приз фестиваля в Локарно. Актриса Майя Гозель Аймедова, сыгравшая главную роль, стала звездой не только всесоюзного, но и мирового масштаба. В этой ленте режиссер показал высочайшую кинокультуру, тонко и точно соединив социальную драму и поэтический взгляд на жизнь. Судьба женщины, ожидающей мужа с войны, подана так трепетно, так трогательно, так нежно, что восторги отечественных и иностранных любителей кино вполне понятны.

И тем и другим было чрезвычайно интересно увидеть понятную всем людям историю в неожиданных и не виденных ранее туркменских пейзажах. С удивлением и восторгом наблюдали зрители всего мира за этническим обрамлением общечеловеческой трагедии. Каждый фильм, снимаемый после «Невестки» творческим тандемом Ходжакули Нарлиева и Майи Гозель Аймедовой, становился событием советского, европейского и азиатского кинематографа: «Когда женщина оседлает коня» (1974), «Умей сказать нет» (1976), «Дерево Джамал» (1981). Ходжакули и Майя стали самыми популярными туркменами на планете. Вполне естественно, что в 1990 году, перед самой кончиной Советского Союза, когда Нарлиев экранизировал «Манкурта», легенду из знаменитого романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», к постановке этой ленты подключились турецкие и ливийские коллеги. Для них было честью работать со столь именитым кинематографистом.
Далекая невеста
Ашхабадская киностудия, 1948 г. Черно-белый, 1ч. 27 мин.

Режиссер-постановщик: Евгений Иванов-Барков Автор сценария: Евгений Помещиков, Юрий Рожков, Виктор Шкловский Оператор: Андрей Булинский Композитор: Климентий Корчмарев В ролях: Василий Нещипленко, Алты Карлиев
Советского режиссера Евгения Иванова-Баркова можно с полным основанием считать отцом туркменской кинематографии. И не только потому, что он ставил в Ашхабаде фильмы. Заняв пост художественного руководителя киностудии, он проявил себя, как идеальный организатор производства. Занимался активным поиском творческих кадров, привлекал к работе всех, в ком чувствовал желание служить экранной музе. Именно благодаря ему Ашхабадская киностудия к середине сороковых годов превратилась в подлинный национальный центр любимого всеми искусства.

Постер к фильму «Далекая невеста», режиссер Е.Иванов-Барков. Производство студии «Туркменфильм», 1948 г.
И в высшей степени справедливо, что именно Иванов-Барков поставил самый успешный туркменский фильм за всю историю. Двадцать шесть миллионов сто тысяч советских зрителей увидели в 1948-49 годах «Далекую невесту» - простую, милую, музыкальную комедию про любовь, дружбу и судьбу. История украинского парня, возвращающегося с войны к своей туркменской невесте, который никак не может до нее доехать в силу определенных забавных обстоятельств, пришлась людям по сердцу. Во-первых, картина была современной, а во-вторых, узнаваемые реалии советской жизни представали как бы «облагороженными» классическими водевильными ситуациями. Смотря ленту, люди смеялись, переживали и наслаждались. Получали именно те эмоции, за которыми и отправлялись в кинотеатр. Картина получила Сталинскую премию второй степени. По тем временам это была очень престижная награда не только для режиссера, но и сценаристов – маститых драматургов Евгения Помещикова и Николая Рожкова (помогал им сам Виктор Шкловский), а также исполнителей главных ролей – Василия Нещипленко и Алты Карлиева, которому, в будущем предстояло стать серьезным туркменским кинорежиссером. Кроме роли основного героя все остальные партии исполнили местные мастера актерского дела. Сыграли так, что от Калининграда до Владивостока и от Мурманска до Кушки зрители благодарно ими восхищались.
Регистрация на мероприятие
Евгений Иванов-Барков
(1892—1965)
Советский кинорежиссёр и сценарист. Народный артист Туркменской ССР (1952). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1949). Свою карьеру в кино начал в качестве художника театра. 1918 - 1924 - директор, затем начальник производства в «Госкино». 1919 - вместе с В.Р.Гардиным и О.И.Преображенской участвовал в первой экспериментальной постановке Госкиношколы (экранизация фрагментов романа «Железная пята» Д.Лондона). 1925 - дебютировал как режиссёр. 1938 - работал на Ашхабадской киностудии. С 1945 - являлся ее художественным руководителем. Его творческая деятельность способствовала развитию туркменской национальной кинематографии, воспитанию национальных режиссёрских кадров. Избранная фильмография: «Морока» (совместно с Ю.В.Таричем); «Мабул» (по повести Шолома-Алейхема «Потоп»); «Против воли отцов»; «Иуда»; «Прокурор» (совместно с Б.Я.Казачковым); «Далёкая невеста»; «Шарф любимой»; «Особое поручение» (совместно с А.Карлиевым).