Таджикская ССР
ТАДЖИКФИЛЬМ (Государственное учреждение "Таджикфильм") Душанбе, Таджикская ССР, СССР.
1930 – решением Высшего Совета народного хозяйства маленькой кинолаборатории было присвоено новое наименование «Таджиккино». 1938 - 1961 - Сталинабадская студия художественных фильмов. 1941—1943 - временно объединилась с Московской киностудией «Союздетфильм». 1961 - киностудия «Таджикфильм». 2017 - на базе киностудии «Таджикфильм» и Государственного унитарного предприятия кино и видео «Таджиккино» создано Государственное учреждение «Таджикфильм».

Проявщики Н.Ф. Остроумов и С.С. Янкаузская следят за работой нового агрегата типа СПМ-2, который механизирует все процессы обработки негативной и позитивной плёнки со скоростью 1200 м/ч., на Литовской киностудии. Литовская ССР, 1952 год. Из фонда РГАКФД г.Красногорск.
«Я встретил девушку, полумесяцем бровь…» - начиная с 1958 года, вся большая страна пела эту песню, впервые прозвучавшую в таджикской комедийной мелодраме режиссера Рафаила Перельштейна, которая так и называлась - «Я встретил девушку». Ещё через десять лет новое поколение кинозрителей вслед за Аидой Ведищевой напевало старательно: «Я буду ждать тебя возле пальм у трех дорог». Это была одна из множества дивных мелодий, написанных Александром Зацепиным и Онегиным Гаджикасимовым для комедии Мукадаса Максудова «Белый рояль» (1968), снятой на «Таджикфильме». И в первой, и во второй картине было много местного колорита – горы, ущелья, речушки и водопады. Однако не только красотами природы и дивными песнопениями характеризовалась продукция душанбинской студии художественных фильмов. В её истории были и другие моменты. В середине тридцатых годов в Сталинабад (так тогда называлась столица республики), прибыл отец советской кинематографии Лев Владимирович Кулешов. Прибыл, чтобы поставить на местной студии фильм «Дохунда» (1936) - экранизацию романа национального советского классика Садриддина Айни, повествующего о пробуждении классового сознания у бедного таджикского крестьянина. Готовая лента была сочтена властями формалисткой и уничтожена.
В середине пятидесятых начинающий тогда режиссер Борис Кимягаров все же поставил фильм по данному произведению, но без особого успеха. На исходе шестидесятых настоящей удачей стала лента «Встреча у старой мечети» (1969) режиссера Сухада Хамидова. Один из самых замечательных красных вестернов не только жестко и динамично показывал очередную историю борьбы с басмачами, но и являл собой высокохудожественное произведение. Крепкий, четкий сценарий, уверенная режиссура, сочные актерские работы – всё это позволило ленте стать не просто очередным приключенческим боевиком, но серьезным кинематографическим размышлением о том, что происходит с героями революции в тот момент, когда на смену историческим катаклизмам приходит тяжелая каждодневная бытовая рутина. Начало семидесятых ознаменовалось крупными работами Бориса Кимягарова «Сказание о Рустаме» (1971) и «Рустам и Сухраб» (1972). Две большие ленты представили зрителю экранный эквивалент великой поэмы «Шахнаме» крупнейшего средневекового поэта Фирдоуси, которого считают своим в Иране, Таджикистане и Афганистане.

В конце того же десятилетия в Душанбе на короткий период приехал классик узбекского кино Али Хамраев. Таджик по отцу, он появился на «исторической родине», чтобы поставить здесь фильм «Телохранитель» (1979), главные роли в котом исполнили московские артисты, задействованные в съемках фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (1979). В этой работе случился незапланированный перерыв, во время которого Александр Кайдановский, Николай Гринько и Анатолий Солоницын разыграли под руководством Хамраева очередную и весьма успешную историю большевистко-басмаческого противостояния. СССР проявил большой интерес к таджикскому кино. В начале восьмидесятых режиссер Тахир Сабиров поставил фильм «И ещё одна ночь Шахерезады» (1984). Как следовало из названия, лента была экранизацией нескольких сказок «Тысячи и одной ночи». Она имела зрительский успех и повлекла два продолжения – «Новые сказки Шахерезады» (1986) и «Последняя ночь Шахерезады» (1987). Помощь в создании этих фильмов оказала сирийская компания «Ганем фильм», предоставившая, среди прочего, замечательные площадки для некоторых натурных съемок. Тягу таджикских кинематографистов к серьезному осмыслению прошлого и настоящего своего народа проявили фильмы «В талом снеге звон ручья» (1982), режиссера Довлата Худоназарова и «Братан» (1991), режиссера Байхтиёра Худойназарова.
Сказания о Рустаме
Таджикфильм, 1971 год, цветной, широкоформатный, 2 серии. 2ч. 20мин.

Сценарий: Григорий Колтунов Режиссер-постановщик: Борис Кимягаров Оператор: Давлат Худоназаров Композитор: Ариф Меликов В Ролях: Бимболат Ватаев, Светлана Норбаева, Отар Коберидзе
Рожденный в узбекском Самарканде, этнический еврей Борис Кимягаров стал центральной фигурой советского таджикского кино. Он изучал режиссуру во ВГИКе у самого Эйзенштейна. Был педагогом-стажером в ГИТИСе. С конца сороковых снимал в Душанбе документальные фильмы, за один из которых в 1951-м даже получил Сталинскую премию. В игровое кино пришел в 1956-м.

Кадр из фильма «Геркус Мантас», режиссер М.Гедрис. Литовская киностудия, 1977 г.
Среди его картин – обязательные, «идеологически выдержанные» ленты про революцию и новую жизнь («Дохунда», «Мирные дни»), фильмы о современности («Тишины не будет», «Как велит сердце»). Но самое большое его достижение – четыре экранизации бессмертной поэмы классика персидской литературы Фирдоуси «Шахнаме». Впервые он обратился к классическому тексту в 1960-м, поставив фильм «Знамя кузнеца». А ровно через десять лет Кимягаров стал создателем самого масштабного таджикского фильма. В начале 1972 года на советские экраны вышло двухсерийное «Сказание о Рустаме» и его продолжение «Рустам и Сухраб». Ленты снимались на 70-миллиметровую пленку и демонстрировались в широкоформатных кинотеатрах, которые в это время стали строить в каждом областном центре. Ныне в том виде, в котором она была сделана, ленты можно увидеть в Москве лишь в «Октябре» и «Космосе». Ширь синего неба и высота зубчатых гор. Шумные реки и привольные долины. Пестрое разноцветье костюмов и роскошь султанского дворца. Отважный богатырь и коварный визирь. Властолюбивый владыка и нежная красавица. Бои и поединки… и, наконец, сам Дьявол, строящий герою козни… Всё это увидели советские зрители, в большинстве своем, с классическим текстом Фирдоуси незнакомые. Увидели и очаровались. Прониклись любовью и почтением к красотам таджикских пейзажей, благородству и отваге героев.
Регистрация на мероприятие
Борис Кимягаров
(1920 - 1979)
Полное имя - Бенсион (Борис) Ариевич Кимягаров Советский режиссёр театра и кино, педагог, актёр. Народный артист Таджикской ССР (1960). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952) и Государственной премии Таджикской ССР имени А.Рудаки (1972). В кинематографе Таджикистана с 1944 года — режиссёр-постановщик художественных фильмов, сценарист и режиссёр документальных фильмов. Основоположник исторического, эпического жанра в таджикском кино. Избранная фильмография: «Дохунда» «Люди солнечной страны» (документальный) «Знамя кузнеца» «Тишины не будет» «Мирное время» «Хасан-арбакеш» «Четыре песни о Таджикистане» (документальный) «Как велит сердце» «Сказание о Рустаме» «Рустам и Сухраб» «Сказание о Сиявуше» «Человек меняет кожу».