В середине пятидесятых начинающий тогда режиссер Борис Кимягаров все же поставил фильм по данному произведению, но без особого успеха. На исходе шестидесятых настоящей удачей стала лента «Встреча у старой мечети» (1969) режиссера Сухада Хамидова. Один из самых замечательных красных вестернов не только жестко и динамично показывал очередную историю борьбы с басмачами, но и являл собой высокохудожественное произведение. Крепкий, четкий сценарий, уверенная режиссура, сочные актерские работы – всё это позволило ленте стать не просто очередным приключенческим боевиком, но серьезным кинематографическим размышлением о том, что происходит с героями революции в тот момент, когда на смену историческим катаклизмам приходит тяжелая каждодневная бытовая рутина. Начало семидесятых ознаменовалось крупными работами Бориса Кимягарова «Сказание о Рустаме» (1971) и «Рустам и Сухраб» (1972). Две большие ленты представили зрителю экранный эквивалент великой поэмы «Шахнаме» крупнейшего средневекового поэта Фирдоуси, которого считают своим в Иране, Таджикистане и Афганистане.
В конце того же десятилетия в Душанбе на короткий период приехал классик узбекского кино Али Хамраев. Таджик по отцу, он появился на «исторической родине», чтобы поставить здесь фильм «Телохранитель» (1979), главные роли в котом исполнили московские артисты, задействованные в съемках фильма Андрея Тарковского «Сталкер» (1979). В этой работе случился незапланированный перерыв, во время которого Александр Кайдановский, Николай Гринько и Анатолий Солоницын разыграли под руководством Хамраева очередную и весьма успешную историю большевистко-басмаческого противостояния. СССР проявил большой интерес к таджикскому кино. В начале восьмидесятых режиссер Тахир Сабиров поставил фильм «И ещё одна ночь Шахерезады» (1984). Как следовало из названия, лента была экранизацией нескольких сказок «Тысячи и одной ночи». Она имела зрительский успех и повлекла два продолжения – «Новые сказки Шахерезады» (1986) и «Последняя ночь Шахерезады» (1987). Помощь в создании этих фильмов оказала сирийская компания «Ганем фильм», предоставившая, среди прочего, замечательные площадки для некоторых натурных съемок. Тягу таджикских кинематографистов к серьезному осмыслению прошлого и настоящего своего народа проявили фильмы «В талом снеге звон ручья» (1982), режиссера Довлата Худоназарова и «Братан» (1991), режиссера Байхтиёра Худойназарова.