Узбекская ССР
УЗБЕКФИЛЬМ ИМЕНИ КАМИЛЯ ЯРМАТОВА (1925) Ташкент, Узбекская ССР, СССР
1925 – 1938 — Центральное государственное кинофотопредприятие УзССР (создано на основе товарищества «Бухкино» и прокатной конторы «Туркгоскино», существовавшей с 1923 года), затем Узбекский государственный фотокинотрест («Узбекгоскино», в 1933 образован сектор хроники). 1936 – 1941 — «Узбекфильм». 1941—1958 — «Ташкентская киностудия». В период 1941—1945 гг. на студии работали как узбекские, так и кинематографисты, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева. 1958 — студии возвращено название «Узбекфильм». 1971 — Орден Трудового Красного Знамени С 1979 — студии «Узбекфильм» присвоено имя Камиля Ярматова. С 2004 — студия в составе Национального агентства «Узбеккино».

Бригадир кукурузоводов опытно- показательного хозяйства колхоза «Политотдел» Верхне-Чирчигского района Ташкентской области Л.Ли консультирует оператора Ташкентской киностудии А. Турсунова, снимающего фильм о работе бригады. Узбекская ССР, 1961 год автор съёмки Шамсутдинов. Автор съёмки О.А.Мерцедин. Из фонда РГАКФД г. Красногорск.
В годы войны, помимо Центральной Объединенной Киностудии в Алма-Ате, московские кинематографисты трудились и в Ташкенте. Художественным руководителем студии был тогда Михаил Ромм. А режиссер Леонид Луков сделал здесь свой знаменитый фильм «Два бойца», в котором Марк Бернес спел «Темную ночь», ставшую советской песенной классикой. Один из основоположников дореволюционного ещё российского кино Яков Протазанов поставил в Ташкенте «Насреддина в Бухаре» (1943), которого и в шестидесятые, и в восьмидесятые годы с удовольствием смотрели мальчишки в СССР. Вскоре после войны страна умилялась мелодраме «Тахир и Зухра»,снятой в 1946-м, а через двенадцать лет – картиной «Очарован тобой» (1958), одно название которой привлекало зрителей в кинотеатры. Подлинный же расцвет узбекского кино произошел в шестидесятые. Именно тогда появилась лента дебютанта Эльёра Ишмухамедова «Нежность» (1966) - воистину нежная и трепетная история любви, увенчанная множеством призов и создавшая славу постановщику. В 1968 году Шухрат Аббасов снимает фильм «Ташкент – город хлебный», трогательную и прекрасно сделанную историю русского мальчишки, отправляющегося из голодного Поволжья в двадцатые годы в Узбекистан, чтобы спасти от смерти свою семью. Фильм вышел на экран в односерийном варианте ,тогда, как сняты были две серии. Совсем недавно чудом сохранившийся негатив полной версии реставрировали и показали, наконец, народу.
В это же время снимает свою первую заметную ленту «Белые, белые аисты» (1966) режиссер Али Хамраев, которому вскоре предстоит создать самый, наверное, популярный узбекский фильм всех времен. Двадцать два с половиной миллиона человек посмотрят за первый год проката «Седьмую пулю» (1972) – яркий, острый, динамичный красный вестерн, доказавший, что в Узбекистане можно снимать ленты этого жанра, вполне сопоставимые с голливудскими образцами. Среди прочего следует отметить интернациональный состав создателей ленты. Сценарий написан русским (Кончаловский) и евреем (Горенштейн). Режиссер Хамраев, ставший сразу же классиком советского кино, - сын таджика и украинки. Главную роль сыграл замечательный киргизский актер и художник Суйменкул Чокморов.

После оглушительного успеха «Седьмой пули» режиссер снимет два тонких, изящных фильма «Человек уходит за птицами (1975) и «Триптих»(1979) и вновь вернется к вестерну, поставив в 1980—м «Телохранителя» - своеобразную приключенческую версию «Сталкера» с актерами Тарковского ( Гринько,Солоницыным и Кайдановским) в главных ролях. Эту ленту он снимет, правда, уже не в Ташкенте, а в Душанбе. Много и напряженно работает в эти годы режиссер Латиф Файзиев. Наибольшим зрительским успехом пользуются две его ленты, сделанные в копродукции с Индией (режиссер от Болливуда – Умеш Мехра) - «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» (1979) и «Легенда о любви» (1984). Киностудия «Узбекфильм» носит имя Камиля актера ,сценариста, которого по праву считают одним из ключевых персонажей истории национального кинематографа . Его фильмы отмечены множеством призов, вошли в золотой фонд экранного искусства республики. Его общественная деятельность была направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития этого самого искусства. И тот факт, что Ярматов, как и Хамраев, кстати, был этническим таджиком, служит ещё одним подтверждением истинного братства народов, неплакатного, естественного интернационализма узбекского кино .
Алишер Навои
Ташкентская киностудия, 1947г. Черно-белый, 99 мин.

Автор сценария: Иззат Султанов, Виктор Шкловский, Алексей Спешнёв, Уйгун Режиссер-постановщик: Камиль Ярматов Операторы: Михаил Краснянский, Пулат Расулев Композитор: Рейнгольд Глиер, Талиб Садыков В ролях: Разак Хамраев, Асад Исматов
В конце сороковых годов в советском кино настала эпоха историко- биографических фильмов. «Белинский» (1953), «Жуковский» (1950), «Пржевальский» (1951), «Адмирал Нахимов» (1947), «Римский Корсаков» (1953), «Мусоргский» (1950), «Александр Попов» (1949), «Академик Иван Павлов» (1949), «Композитор Глинка» (1952)… Среди постановщиков этих лент - Пудовкин, и Козинцев, Александров и Юткевич. Однако, почти все картины похожи одна на другую - прежде всего, сценарно. Великий человек, которого не понимает чиновничья бюрократия. Обязательный представитель «простого народа».

Кадр из фильма «Алишер Навои», режиссер К.Ярматов. Совместное производство Ташкентская киностудия, «Союзмультфильм», 1947 год.
От него герой черпает духовные силы, а подчас и конкретные знания в той области, которой занимается. Непременные коварные злодеи, всячески пытающиеся помешать герою сделать открытие или написать симфонию. Финальный триумф центрального персонажа, поданный, как победа национального духа… Одной из первых и, точно, одной из лучших картин этого направления является «Алишер Навои» (1947), сделанный в Ташкенте Камилем Ярматовым и увидевший свет в самом начале сорок восьмого года. Тяжелая назидательность, мертвящая вышеназванные картины и обеспечившая им, прямо скажем, невысокое зрительское внимание, здесь, практически отсутствует. Вместо неё – увлекательный сюжет, сделавший бы честь самому Александру Дюма. Тут и захватывающие приключения, и коварные интриги, и трагическая любовь, и преданность, и дружба, и предательство. Зритель смотрел фильм сочувственно. Образовательной цели – знакомства широких масс с жизнью и деятельностью одного из величайших поэтов, мыслителей и государственных деятелей Востока – лента достигала путем вовлечения этих самых масс в увлекательную историю жизни и творчества Алишера Навои. И многие после просмотра открывали классика, читали его и даже изучали научные фолианты, исследующие его феномен.
Регистрация на мероприятие
Камиль Ярматов
(1903 - 1978)
Советский, таджикский и узбекский киноактер, кинорежиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1939). Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944). Народный артист Узбекской ССР (1955). Народный артист СССР (1959). Окончил рабфак в Москве в 1924, а в 1931 - режиссерский факультет Государственного техникума кинематографистов (с 1930 — Государственный институт кинематографии, ныне — ВГИК). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Сталинской премии второй степени (1948). В 1926—1928 — актер и режиссер на Ташкентской киностудии. В 1932—1941 — режиссер киностудии Таджиккино (впоследствии Сталинабадской к/ст), на которой поставил первый таджикский фильм («Эмигрант» — 1934). С 1941 — режиссер Ташкентской киностудии (ныне Узбекфильм), художественный руководитель киностудии. Избранная фильмография: «Далеко на границе»; «Эмигрант»; «Алишер Навои»; «Когда цветут розы»; «Поэма двух сердец».