Украинская ССР
Киностудия имени А. Довженко (Национальная киностудия художественных фильмов имени Александра Довженко) Киев, Украинская ССР, СССР
План строительства Киевской кинофабрики был утверждён в 1925 году. 1927 - съёмки первого фильма («Ванька и Мститель» ,режиссё р Аксель Лундин). 1957 - киностудия носит имя А. Довженко. Территория киностудии занимает площадь более чем 13,5 га. Здесь расположены шесть съёмочных павильонов, созданы все условия для полноценной работы над кино-телепроектами. Один из павильонов, площадью 2520 м², является одним из самых больших в Европе.

ОДЕССКАЯ КИНОСТУДИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ (Сейчас - ЧАО «Одесская киностудия») (1919) Одесса, Украинская ССР, СССР

1919 — 1920 — киносекция Политотдела 41-й дивизии Красной Армии (на базе отдельных частных кинопредприятий, существовавших в Одессе в 1912 - 1919). Первоначально выпускала агитфильмы. 1920 — 1922 — Одесская к/ф-ка ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление). 1929 — 1930 — 1-я госкинофабрика Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) в Одессе. 1930 — 1932 — Одесская фабрика "Украинфильма". 1932 — 1938 — 1-я комсомольская кинофабрика "Украинфильма". 1938 — 1941 — Одесская киностудия художественных фильмов. В 1941 студия была эвакуирована в Ташкент, и частично — в Алма-Ату. Одесские кинематографисты принимали участие в работе этих киностудий. Тогда были созданы такие фильмы, как «Два бойца», «Насреддин в Бухаре», «Человек № 217», «Я — черноморец», в новеллах для боевых кино сборников. После освобождения Одессы на месте разрушенной во время войны студии возникла Черноморская кинфабрика, служившая базой для экспедиций других киностудий (в 1951 - 1955 — филиал "Мосфильма"). С 1955 — Одесская киностудия художественных фильмов. На Одесской киностудии дебютировал как сценарист и режиссёр А.П. Довженко ( фильм «Вася-реформатор»). Здесь работали Н.П.Охлопков, П.И.Чардынин, В.Р.Гардин, Г.Л.Рошаль, И.П.Кавалеридзе, М.М.Хуциев, операторы Д.П.Демуцкий, Г.Д.Айзенберг; снимались актёры Н.М.Ужвий, А.М.Бучма и др. После войны на киностудии работали В.Шукшин, П.Тодоровский, С.Говорухин, К.Муратова, Г.Юнгвальд-Хилькевич и другие. В Одессе сыграли первые большие роли в кино Е.Евстигнеев, О.Даль, В.Шукшин, В.Высоцкий, А.Папанов, Л.Удовиченко. В 2005 реорганизована в ЗАО. Сегодня Одесская киностудия — это частное акционерное общество (ЧАО), На территории Одесской киностудии расположен музей кино Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины.

Киностудия А.П.Довженко. Съёмка двухсерийного широкоэкранного фильма «Гибель эскадры» по сценарию А.Корнейчука на Киевской киностудии им. А.П.Довженко, режиссёр-постановщик В.Довгань и главный оператор В.Верещак, в центре: актриса С.Коркошко. Украинская ССР, 13 января 1965 г. Автор съёмки: Ю.Мосенжник, фотохроника ТАСС. Из фонда РГАКФД г.Красногорск.
В двадцатые годы весь киномир был зачарован фильмами Александра Петровича Довженко. «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929) и «Земля» (1930) явили зрителю поэтические возможности молодого искусства кино. И дело оказалось не в красотах пейзажей. Украинский киногений показал, как поэзия рождается оттого, как постановщик фильма видит мир, как передает это видение оператору, а тот – кинокамере, которая не просто фиксирует реальность, но поэтизирует её. И тогда даже такие события, как забастовка заводских рабочих («Арсенал») или гибель любимого («Земля») оказываются на экране не простой регистрацией, но – песней, воспроизведенной камерой. В немом кино!

Это вовсе не случайно, последний фильм мастера в 1956 году назывался «Поэма о море», а один из сценариев Довженко, реализованный уже после его смерти, превратился в ленту «Зачарованная Десна» (1964). Поэтическое наследие отца украинского кинематографа удивительным образом раскрыли в шестидесятые годы его наследники. Всемирный успех «Теней забытых предков» (1964) сделал армянина из Грузии Сергея Параджанова родоначальником новой волны украинского поэтического кино.
Местом действия большинства фильмов этого направления были Карпаты, а героями – гуцулы. Но и иные земли, иные эпохи привлекали режиссеров. Война («Кто вернется - долюбит» (1966) режиссера Леонида Осыки). Революция («Комиссары» (1970) Николая Мащенко). Поэтические украинские фильмы не касались современности, но даже исторический материал в их картинах вызывал сильное неприятие партийного начальства того времени. Несмотря на триумфальное шествие по миру. Критике подверглись «Тени забытых предков» (1965). Картину Юрия Ильенко «Родник для жаждущих» (1965) запретили сразу же, в 1965-м. Его «Вечер накануне Ивана Купала» (1968) отказались переводить c 70-миллиметровой пленки на 35-миллиметровую. Широкоформатных кинотеатров в СССР тогда было немного – ленту практически никто так и не увидел. На современный взгляд это выглядит странно. Ведь в поэтических украинских фильмах было восхваление революционного порыва, военного подвига, обличение буржуазных порядков.

Руководящим товарищам пришлась не по вкусу форма подачи материала - отход от канонов социалистического реализма, этнография, сюрреалистические визуальные изыски, пантеизм и прочее. В конце семидесятых, однако, главный актер этого направления Иван Миколайчук поставил в Киеве картину «Вавилон ХХ» (1979) - абсолютный поэтизм. Фильм всячески поддерживали и посылали на международные фестивали. На Одесской киностудии начала свой творческий путь и сделала лучшие картины Кира Муратова. Выдающийся режиссер, она в своих «Коротких встречах» (1967) и «Долгих проводах» (1971) показала современную ей действительность так точно, так тонко, так трепетно, что навсегда вписала свое имя в историю советского кино. Там же, в Одессе, поставил в 1967-м «Вертикаль» Станислав Говорухин. И наверное, далеко не все поклонники его главного фильма «Место встречи изменить нельзя»(1982) знают, что он также произведен на Одесской киностудии. Да и Д'Артаньян с друзьями-мушкетерами пели замечательные песни в телефильме Георгия Юнгвальд Хилькевича, созданном в 1979 году - вы будете смеяться – таки в Одессе. А уже в перестройку, в 1989-м Юрий Ильенко снял фильм «Лебединое озеро. Зона», основанный на тюремных рассказах, воспоминаниях, историях Параджанова. То, чего не случилось в конце шестидесятых, произошло через двадцать лет. Украинский поэтический кинематограф обратился к современности.
Цветок на камне
Киностудия им. Довженко, 1962, черно-белый, 76 мин.

Автор сценария:Вадим Сабко Режиссер-постановщик: Сергей Параджанов Опереатор: Сергей Ревенко Композитор: Игорь Шамо В ролях: Григорий Карпов, Людмила Черепанова, Инна Бурдученко, Борис Дмоховский, Георгий Епифанцев, Михаил Названов, Дмитрий Франько
Это самый неизвестный фильм Сергея Параджанова. Он не любил вспоминать о нем. И действительно, если во всех предыдущих картинах режиссера – в «Андриеше» (1954), «Первом парне» (1957) и, особенно, в «Украинской рапсодии» (1960) можно отыскать ростки будущего великого кинематографа Параджанова, то в «Цветке на камне» их можно найти с трудом. Обычная советская молодежно-производственная драма. Ударная молодежная бригада, задавака-парень, тайно влюбленный в девушку-комсорга и прилюдно над ней подшучивающий. Ну и, конечно же, «отрицательные явления», мешающие «нашему движению вперед».

Кадр из фильма «Цветок на камне», режиссер С.Параджанов. Производство киностудии им.А.Довженко, 1962 год.
В роли этих явлений здесь выступают ужасные сектанты, реакционная сущность которых проявляется то тут, то там. На рубеже пятидесятых-шестидесятых годов тема борьбы с сектантами была в советском кино весьма актуальной. Фильмы, посвященные этой теме, пользовались существенным зрительским успехом. Достаточно назвать «Тучи над Борском» (1960) Василия Ордынского. Но чаще всего ленты забывались всеми вскоре после их выхода на экраны. Наверное, никто нынче и не знает, что знаменитая песня «Я люблю тебя, жизнь» в исполнении Марка Бернеса, была написана для антисектантского фильма, который так и назывался – «Люблю тебя, жизнь». Он вышел в 1959-м и был сразу же прочно и заслуженно забыт. Та же судьба – у параджановского «Цветка». Борьба с сектантами тут сплелась с производственными проблемами юных рабочих. Получилась такая «гремучая смесь», которую в начале шестидесятых уже никто воспринимать не мог. Отчего же сегодня мы показываем эту картину? Помимо всем известных обстоятельств, есть две существенные причины знакомства с «Цветком на камне». Во-первых, это неизвестный фильм одного из крупнейших мастеров кино ХХ века. И в этом качестве заслуживает внимания.
Во-вторых, после выхода этого стопроцентно правильного фильма начальство милостиво согласилось позволить Параджанову экранизировать рассказ классика украинской литературы Михаила Коцыбинского «Тени забытых предков». рассчитывая на то, что послушный режиссер сделает средненькую, тоскливую ленту к столетию писателя. Можно будет красиво отрапортовать в отчетах и забыть. А режиссер вдруг «взбрыкнул» и создал картину, окончательно изменившую и украинский, и весь советский кинематограф. И кто знает, появились бы «Тени», если бы не «Цветок»…
Регистрация на мероприятие
Сергей Параджанов
(1924 -1990)
Советский кинорежиссёр, сценарист и художник. Народный артист Украинской ССР (1990). Народный артист Армянской ССР (1990). 1951 - окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (мастерская Игоря Савченко). 1949-1966 - режиссёр Киевской киностудии имени А.Довженко. Автор и соавтор сценариев, художник ряда спектаклей и фильмов. Избранная фильмография: «Ашик Кериб» «Легенда о Сурамской крепости» «Цвет граната» «Тени забытых предков» «Цветок на камне» «Украинская рапсодия» «Первый парень» «Андриеш»
Анатолий Слесаренко
Анатолий Слесаренко
Советский и украинский кинорежиссёр, сценарист и композитор. Заслуженный деятель искусств УССР (1976). Лауреат Республиканской премии им. Я. Галана (1979) Окончил актёрский (1948) и режиссёрский (1949) факультеты Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого. Режиссерскую практику проходил на съемках фильма "Тарас Шевченко" (1951). Режиссёрский дебют — фильм "Гори, моя звезда" (1957). В 1960 году после трагической гибели актрисы Инны Бурдученко во время съёмок фильма "Так никто не любил" был отстранён от съёмок, судим и приговорён к четырем годам лишения свободы. Через два года был освобождён по амнистии. Вернулся в профессию как режиссёр-документалист. Снял фильмы «Сердце солдата», «Роменская мадонна», «Я принадлежу человечеству», «Генерал Петров», «Горячее дыхание» и др. Избранная фильмография: «Гори, моя звезда»; «Любой ценой»; «Цветок на камне»; «Мы - советские» (документальный); «Не тронь меня» (документальный).