РСФСР
В состав Государственного комитета СССР по кинематографии (Госкино СССР) на территории непосредственно РСФСР входило несколько производственных студий:
Киностудия «Мосфильм»; Центральная студия документальных фильмов; Центральная студия научно-популярных фильмов; Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького; Киностудия «Ленфильм»; Ленинградская студия научно-популярных фильмов; Куйбышевская студия кинохроники; Свердловская киностудия; Западно-Сибирская киностудия; Восточно-Сибирская студия кинохроники; Также в определенное время территориально к России относились и Одесская, Ялтинская киностудии и киностудия имени Довженко. Киностудии в период Советсткого Союза воссоединялись и расформировывались, бывали в эвакуации и возвращались обратно. Но даже в самые тяжелые для страны годы продолжали снимать кино, работая для своих зрителей. Часть фильмов снималась государственными телекомпаниями, в составе которых имелись также производственные единицы, «творческие объединения».

РСФСР \ СХДК. Съемки физкультурного парада. Фото ч/б, из фонда РГАКФД г. Красногорск
Вся российская история до 1917 года в старых советских учебниках представала лишь чередой крестьянских восстаний, борьбы рабочих за свои права, а все цари объявлялись тиранами и эксплуататорами. Исходя из этой посылки, в первые 15 лет существования СССР, русское если и возникало на советском экране, то исключительно в негативном контексте. Так, послереволюционные призывы «сбросить Пушкина с корабля современности» обернулись к середине двадцатых годов переосмыслением «Капитанской дочки». В фильме 1928 года, поставленным Юрием Таричем по сценарию Виктора Шкловского, Швабрин является положительным героем, Петруша в финале становится одним из любовников Екатерины, а слуга бросает в лицо барину: «Был я Савельич, а теперь я – Архип Савельич!». В «Чинах и людях» (1929) - экранизации чеховских произведений, Яков Протазанов воспроизвел бал в старорусском стиле. Теремки, кокошники, сарафаны, косоворотки… - насмешливая камера несимпатичных людей, вызывающих лишь брезгливость.

Нагляднее всего концепция «тюрьмы народов» выражена в картине Михаила Ромма «13» (1936). Там интернациональный отряд советских бойцов сражается с басмачами, и предателем оказывается воин Петров, играющий на балалайке. Сценарий этой ленты был написан Иосифом Прутом.
И он же через 6 лет создаст драматургическую основу пырьевского «Секретаря райкома» (1942), в котором впервые ясно будет сказано о смене официальной точки зрения на Россию и русское. Теперь, в ситуации борьбы с нацизмом, объединяющая роль и сила России выходит на первый план, оттесняя «капиталистическое угнетение и эксплуатацию».

Война обусловит возникновение «Кутузова» (1943) в постановке Владимира Петрова и «Ивана Грозного» (1944), в первой серии которого Эйзенштейн показал великого собирателя земель русских.

В 1954 - 1969 г.г. на экран вернулась человечность. Тогда и появилась лента, в связи с которой можно говорить о зарождении интереса к русскости на советском экране. То был лишь один, почти единичный случай. Но зато какой! «Андрей Рублев» (1966) Андрея Тарковского является едва ли не лучшей отечественной картиной советского периода. В ней отношения Художника и Власти, размышления о том, что Искусство важнее Жизни погружены в ситуацию Древней Руси. Парадоксальным образом, именно это обстоятельство послужило официальной причиной запрета ленты в 1967 году. Жестоко режиссер показал это время. Требовались те же самые теремки-кокошники, но только теперь ими надо было умиляться..

Необходимо вспомнить также о «Нескладухе» (1979), «Небывальщине» (1983) и «Левше» (1986) Сергея Овчарова, в которых талантливый мастер возродил традицию русского народного лубка . В СССР мы понимали свою страну, как интернациональную родину армян и таджиков, узбеков и молдаван. Про себя говорили – «мы - советские люди». Таковыми и были. Посему не осознали до конца, что главное, в творчестве Тарковского – обозначение разницы между русским и советским. Андрей Арсениевич из всех классиков отечественного кинематографа, является наиболее русским. В его фильмах – в «Рублеве», прежде всего - широта и всеохватность национального характера, открытость миру, стремление объединить нации и народы на пути к лучшему будущему. Рядом с ним, по контрасту, что ли, можно поставить, пожалуй, лишь Ивана Александровича Пырьева. Ведь совсем не случайно создатель всенародно любимых колхозных комедий в конце жизни стал экранизатором Достоевского.
Свинарка и пастух
Мосфильм, 1941, черно-белый, 1ч. 27 мин. Новая версия

Автор сценария: Виктор Гусев Режиссер-постановщик: Иван Пырьев Оператор: Валентин Павлов Композитор: Тихон Хренников В ролях: Марина Ладынина, Владимир Зельдин, Николай Крючков
К постановке этого фильма Пырьев приступил, будучи уже признанным классиком советского кино. Орденоносец, лауреат Сталинской премии – большего признания в СССР получить было невозможно. Согласно воспоминаниям, а может, легенде – идея создания очередной колхозной комедии пришла Ивану Александровичу после приобретения шкатулки на Сельскохозяйственной выставке. На крышке была изображена прелестная свинарка, заслушавшаяся трелями, выводимыми пастушьей свирелью. Роль Глаши изначально предназначалась супруге – всесоюзно популярной Марине Ладыниной.

Благман А. Плакат. 1949. Фильм «Свинарка и пастух». Реж. Пырьев И.А. Мосфильм. 1941. Рекламфильм. Бумага, печать полиграфическая цветная. 61х42 ГЦМК КП-2027/106. Пл-3750 № ГК 5612801 Из фонда Музея Кино
С пастухом пришлось намучиться. Режиссер никак не мог выбрать среди десятков кавказских претендентов. В конце концов , собрал работающих с ним женщин и показал все мужские пробы. Практически единогласно был выбран московский артист Владимир Зельдин, для которого роль Мусаиба стал ярким кинодебютом. Ещё одному любимцу советского народа Николаю Крючкову досталась отрицательная роль конюха Кузьмы. Вопреки опасениям, она ничуть не повлияла на его актерскую карьеру, лишь продемонстрировав многогранность актерского дарования. Съемки начались в апреле 1941 года. А 22 июня в поезде из Кабардино- Балкарии, где завершилась экспедиция, режиссер и актеры узнали о начале войны. Пырьев и Зельдин тут же отправились в армию, но через некоторое время начальство вернуло на «Мосфильм» всех занятых в картине мужчин и повелело завершить фильм. Это произошло уже в эвакуации. Премьера состоялась в ноябре 1941-го, а в следующем году лента получила Сталинскую премию. Второй, правда, степени. Жизнь «Свинарки и пастуха» оказалось долгой. Однако, с течением времени, картина менялась. Из нее, в поздних редакциях, исчезли некоторые песни, написанные Тихоном Хренниковым, сцена с Глашей у гигантской статуи Сталина, стоявшей перед входом на ВСХВ (ныне ВДНХ)…
Критика в позднее время картину поругивала, как, впрочем, и остальные колхозные ленты Пырьева. Основная претензия была в лакировке действительности. Конечно, жизнь предвоенной советской деревни здесь, прямо скажем, приукрашена. Но суть в том, что Пырьев и не собирался снимать реальный колхоз - кто бы это ему позволил, даже если бы он того захотел! Он и не хотел. Режиссер работал в водевильном жанре, обвинять который в неправдоподобии странно. Иван Александрович служил на советской фабрике грез, и зритель, живший тяжело и, порой, страшно, был ему благодарен за ту красоту и радость, что существовали в кадрах «Свинарки и пастуха».
Регистрация на мероприятие
Пырьев Иван Александрович
(1901 -1968)
Кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, общественный деятель; народный артист СССР (1948), В 1923 году окончил актерское отделение ГЭКТЭМАС, параллельно учился на режиссерском отделении. Лауреат Сталинских премий (1941 - за фильм "Трактористы", 1942 - "Свинарка и пастух", 1943 - Секретарь райкома", 1946 - "В шесть часов вечера после войны", 1948 - "Сказание о земле Сибирской", 1951 - "Кубанские казаки"). Кавалер трёх орденов Ленина. Избранная фильмография: «Свинарка и пастух»; «Кубанские казаки»; «Идиот»; «Трактористы»; «Испытание верности»; Свет далекой звезды»