Молдавская ССР
Молдова-фильм, Кишенёв, Молдавская ССР, СССР
1940 - «Молдова-фильм» берёт начало от корреспондентского пункта украинской кинохроники. 1952 - создана киностудия хронико-документальных фильмов. 1957 - преобразована в киностудию художественных и хронико- документальных фильмов и получила название «Молдова-фильм».

Фотография. Рабочий момент съемок. 1967. Время cъемки: 1967. Фильм «Сергей Лазо». Реж. Гордон А.В. Молдова-фильм. 1967. Фотобумага, фотопечать черно-белая. 24х29,7. Из фонда Музея кино.
Массовый успех к молдавскому кино пришел в конце пятидесятых, когда молодые режиссеры Михаил Калик, Борис Рыцарев и Ольга Улицкая поставили фильм «Атаман Кодр» (1958). Благородный разбойник, романтическая любовь, гонения властей, гайдуки, благородный офицер (юный Александр Ширвиндт)… 22 миллиона 400 тысяч человек восторгались всем этим в пятьдесят девятом.

А через два года случился международный успех. Вторая самостоятельная работа Калика называлась «Человек идет за солнцем». Она буквально поразила ценителей экранного искусства в СССР и далеко за его пределами. Удивительно сочетание абсолютной простоты сюжета и невероятной поэтичности стиля, в котором этот сюжет был изложен. Оператор Вадим Дербенев, следуя за маленьким героем ленты, как бы и сам идет, и нас ведет за собой навстречу солнцу, заставляя видеть чудесное в обыденном.

В 1965 году, став режиссером, Дербенев ещё раз добьется всесоюзного и международного признания с фильмом «Последний месяц осени».
Радостная целеустремленность начала шестидесятых годов сменится здесь элегичной грустью середины десятилетия. Разноцветье экранной истории про любопытного мальчишку уступит место черно-белому, широкоэкранному изображению жизни деревенского старика, замечательно сыгранного Евгением Лебедевым. Ещё через год, в 1966-м, возникнут «Красные поляны», Появится новый поэт молдавского экрана – Эмиль Лотяну, который развернет свой талант во всю ширь цветного широкоформатного экрана в «Лаутарах» (1971) - большой фреске о жизни бродячих музыкантов. Лента получит один из главных призов кинофестиваля в Сан-Себастьяне.

В отличие от украинцев, у молдаван поэтическое кино не стало школой или направлением. Осталось отдельными проявлениями мастерства и таланта постановщиков. В 1968-м Михаил Калик создал киноальманах «Любить», в который вошли четыре грустных истории о том, как возвышенное чувство соприкасается с обыденностью. Почти все роли исполняли популярные артисты - Андрей Миронов, Светлана Светличная, Игорь Кваша, Марианна Вертинская, Алиса Фрейндлих. Музыку писал Микаэл Таривердиев, слова песни – Евгений Евтушенко. Игровые куски прекрасно сочетались с хроникальными съемками, в которых свое мнение о любви высказывал, в частности, священник Александр Мень. Картина вызвала ярость начальства, была сокращена и перемонтирована. Вышла минимальным тиражом, и никто почти её не увидел. Режиссер подал на руководство студии в суд. На него завели уголовное дело и конфисковали авторскую копию фильма.

После сложностей со своей следующей работой – телевизионной экранизацией пьесы Артура Миллера «Цена» (1969), Калик уехал из СССР. В 1990-м, вернувшись, он попытался восстановить свой киноальманах. Конфискованная копия исчезла, но кое-что вернуть все-таки удалось. Сейчас в интернете можно увидеть как цензурированную версию, так и вариант 1990 года, который даже показывается в московских кинотеатрах. Меж тем Государственная премия СССР 1970 года была присуждена совершенно иной молдавской ленте. Она называется «Обвиняются в убийстве» (1969) и поставлена Борисом Волчеком, великим советским оператором, снявшим все классические фильмы Михаила Ромма. Яркая, публицистическая картина, повествующая о молодежной преступности, стала заметным событием в духовной жизни СССР. Так прямо и открыто говорить о важных общественных проблемах тогда не дозволялось. Большой зрительской любовью пользовались сделанные на «Молдова- фильме» экранизации зарубежной литературной классики - «Женщина в белом» (1981), реж. В. Дербенев, «Гобсек» (1987), реж. Александр Орлов; массовую популярность снискала картина «Где ты, любовь?» (1982), реж. Валериу Гажиу – история певицы, роль которой исполняла и, конечно, пела София Ротару.
Красные поляны
Молдова-фильм, 1966, цветной, широкоэкранный, 85 мин.

Автор сценария и режиссер-постановщик: Эмиль Лотяну Оператор: Влад Чуря, Ион Болбочану Композитор: Сергей Лункевич, Исидор Бурдин В ролях: Светлана Тома, Виктор Войническу, Григорий Григориу
При словесном пересказе картина может показаться невероятно простой и предсказуемой. Засуха. Перегон скота на новые пастбища. Корреспондент, отправляющийся вместе с чабанами, один из которых берет с собой дочь… Однако, как и положено в произведении искусства, все самое интересное – на полях сюжета.

Постер фильма «Красные поляны»., режиссер Эмиль Лотяну«Молдова-фильм». 1962.
И так как «Красные поляны» - произведение киноискусства, основное здесь – изображение. Иссушенная земля и земля плодородная. Обветренные лица погонщиков и прелестное лицо юной девушки. Желтое и синее, красное и зеленое… Этим фильмом Эмиль Лотяну впервые заявил о себе как о поэте молдавского экрана. Несмотря на широкий экран, поэзия тут скромная. Режиссер как бы сдерживает переполняющие его чувства и лишь иногда позволяет им выплеснуться в любовных сценах или в панорамах по животным, по- первобытному перемещающихся в пространстве. Главную женскую роль исполнила юная Светлана Тома, которой вскоре предстоит покорить сердца зрителей в мосфильмовской уже работе Лотяну «Табор уходит в небо». Из тех пятидесяти четырех миллионов, что придут в кинотеатры на фильм, едва ли не больше половины отправятся, чтобы очароваться красотой, раскованностью и талантом прелестной молдаванки.
Регистрация на мероприятие
Эмиль Лотяну
Эмиль Лотяну
Молдавский, советский и российский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист РСФСР. 1953—1955 - учился на актёрском факультете Школы-студии МХАТ. 1962 - окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Г. Рошаля и Ю. Геники). 1962 - 1973 - работал режиссёром на киностудии «Молдова-фильм». 1973 - был режиссером на киностудии «Мосфильм». 1977 г. руководил мастерскими режиссёров художественного фильма на Высших курсах сценаристов и режиссёров. В конце 1980-х годов он вновь вернулся на «Молдова-фильм», работал на молдавском телевидении. 1987 - 1992 - президент Союза Кинематографистов Молдовы. Избранная фильмография: «Ждите нас на рассвете» «Красные поляны» «Это мгновение» «Лаутары» «Табор уходит в небо» «Мой ласковый и нежный зверь» «Анна Павлова» «Лучафэрул» «Скорлупа»