Радостная целеустремленность начала шестидесятых годов сменится здесь элегичной грустью середины десятилетия. Разноцветье экранной истории про любопытного мальчишку уступит место черно-белому, широкоэкранному изображению жизни деревенского старика, замечательно сыгранного Евгением Лебедевым. Ещё через год, в 1966-м, возникнут «Красные поляны», Появится новый поэт молдавского экрана – Эмиль Лотяну, который развернет свой талант во всю ширь цветного широкоформатного экрана в «Лаутарах» (1971) - большой фреске о жизни бродячих музыкантов. Лента получит один из главных призов кинофестиваля в Сан-Себастьяне.
В отличие от украинцев, у молдаван поэтическое кино не стало школой или направлением. Осталось отдельными проявлениями мастерства и таланта постановщиков. В 1968-м Михаил Калик создал киноальманах «Любить», в который вошли четыре грустных истории о том, как возвышенное чувство соприкасается с обыденностью. Почти все роли исполняли популярные артисты - Андрей Миронов, Светлана Светличная, Игорь Кваша, Марианна Вертинская, Алиса Фрейндлих. Музыку писал Микаэл Таривердиев, слова песни – Евгений Евтушенко. Игровые куски прекрасно сочетались с хроникальными съемками, в которых свое мнение о любви высказывал, в частности, священник Александр Мень. Картина вызвала ярость начальства, была сокращена и перемонтирована. Вышла минимальным тиражом, и никто почти её не увидел. Режиссер подал на руководство студии в суд. На него завели уголовное дело и конфисковали авторскую копию фильма.
После сложностей со своей следующей работой – телевизионной экранизацией пьесы Артура Миллера «Цена» (1969), Калик уехал из СССР. В 1990-м, вернувшись, он попытался восстановить свой киноальманах. Конфискованная копия исчезла, но кое-что вернуть все-таки удалось. Сейчас в интернете можно увидеть как цензурированную версию, так и вариант 1990 года, который даже показывается в московских кинотеатрах. Меж тем Государственная премия СССР 1970 года была присуждена совершенно иной молдавской ленте. Она называется «Обвиняются в убийстве» (1969) и поставлена Борисом Волчеком, великим советским оператором, снявшим все классические фильмы Михаила Ромма. Яркая, публицистическая картина, повествующая о молодежной преступности, стала заметным событием в духовной жизни СССР. Так прямо и открыто говорить о важных общественных проблемах тогда не дозволялось. Большой зрительской любовью пользовались сделанные на «Молдова- фильме» экранизации зарубежной литературной классики - «Женщина в белом» (1981), реж. В. Дербенев, «Гобсек» (1987), реж. Александр Орлов; массовую популярность снискала картина «Где ты, любовь?» (1982), реж. Валериу Гажиу – история певицы, роль которой исполняла и, конечно, пела София Ротару.