В истории кино бывают ленты, несправедливо и незаслуженно забытые. Законченная производством в 1972 году и вышедшая во всесоюзный прокат на исходе 1973-го, лента Марионаса Гедриса «Геркус Мантас» пошла не очень успешно. Ныне её не помнит, практически, никто. И зря. Сильная, мощная историческая драма, действие которой разворачивается в тринадцатом веке, четко прописана, импульсивно оркестрована постановщиком и тонко сыграна. Батальные эпизоды, красивая любовь, интриги и коварство… Быть может, недостаточная популярность фильма в начале семидесятых была вызвана тем, что он оказался в тени выпущенного, наконец, на советские экраны «Андрея Рублева» - по времени действия, по суровости и изяществу черно-белой широкоэкранной пластики ленты, безусловно, схожи. А может, серьезный успех шедевра Тарковского оказался все-таки недостаточным, чтобы массовый зритель научился смотреть историю не только во французском варианте с необычайно популярной «Анжеликой»?.. Словом, если в 1966-м советские люди приняли близко к сердцу частную трагедию братьев Локисов, героев картины «Никто не хотел умирать», то через восемь лет жуткая судьба предводителя древних пруссов оставила их безучастными.