Литовская ССР
ЛИТОВСКАЯ КИНОСТУДИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ХРОНИКАЛЬНО- ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ (Lietuvos kino studija, UAB) Каунас, Литовская ССР, СССР (ныне Литовская Республика)
В 1940 — студия кинохроники на базе Каунасской киностудии (акционерное общество). В годы Великой Отечественной войны вся аппаратуpa была вывезена немецко-фашистскими оккупантами в Германию. После освобождения Литвы советскими войсками, в 1944 киностудия была восстановлена. В 1949 переведена в Вильнюс. С 1954 реорганизована в киностудию художественных и хроникально- документальных фильмов. В 1964 году были построены павильоны студии (в районе Антакальнис). К 1986 году на Литовской киностудии было снято 93 художественных фильма, 338 документальных фильмов, не считая 1490 выпусков киножурнала «Советская Литва», 2 мультфильма. Киностудия также дублировала на литовский язык 800 художественных фильмов.

Литовская киностудия. Режиссёр-постановщик Арунас Жебрюнас, Ингеборга Дапкунайте и Юозас Будрайтис на съёмочной площадке во время подготовки к съёмке очередного эпизода нового художественного фильма «Только правда» по одноимённой пьесе Ж.П. Сартра. Литовская ССР, 1986 год. Автор съёмки В. Гулевич. Из фонда РГАКФД г.Красногорск.
В мае 1967 года в советской кинематографии произошло удивительное и совершено неожиданное событие. Журнал «Советский экран» опубликовал результаты традиционного зрительского опроса. Никаких неожиданностей не ожидалось. В 1966-м в прокат вышла первая часть киноэпопеи Бондарчука «Война и мир». Крупнейший национальный проект, съемки которого широко освещались в прессе, а читатели «Советского экрана» даже имели возможность предлагать актеров для исполнения главных ролей. Лента получила главный приз московского кинофестиваля и очень хорошо прошла в кинотеатрах. И оказалось, что этот фильм занял лишь второе место в списке лучших. А на первом была картина литовского режиссера Витаутаса Жалакявичуса «Никто не хотел умирать» (1965), впервые затронувшая тему борьбы с антикоммунистическим подпольем (так называемыми «лесными братьями») в послевоенной Балтии. Причем, не критики так решили, не историки – широчайшие зрительские массы. Едва ли не больше всех этому поразился постановщик фильма. В интервью он признался, что рассчитывал лишь на республиканскую популярность локальной, в общем, истории мести сыновей за гибель отца.
Зрители Москвы и Минска, Новосибирска и Харькова увидели в ней драму гражданской войны, разделившей единый ранее народ. Кино в Литве существовало и до советского периода, в тридцатые годы. А с 1947 до 1957- го фильмы на литовские темы снимались на других киностудиях СССР. Начальные фильмы в биографии Жалакявичуса «Адам хочет быть человеком» (1959), «Хроника одного дня» (1963) были благосклонно встречены критикой, но широкий зритель полюбил режиссера лишь после триумфа главной литовской картины второй половины ХХ века. Витаутаса пригласили работать в Москву, а артистов, впервые появившихся в ленте «Никто не хотел умирать», стали, что называется, «рвать на части», звать на съемки в Ленинград и Кишинев, Ташкент и Баку… Донатас Банионис, Юозас Будрайтис, Регимантас Адомайтис – эти литовские имена стали близкими и родными для жителей Хабаровска и Кушки, Мурманска и Оша. Все прочие литовские ленты, сделанные в Вильнюсе с 1966 по 1991 год, оказались как бы в тени Самого Главного Фильма. Между тем, среди них есть немало картин, заслуживающих нашего пристального внимания.
Геркус Мантас
Литовская киностудия, 1972г. Черно-белый, широкоэкранный 2.ч.25 мин.

Сценарий: Саулюс Шальтянис Режиссер-постановщик: Марионас Гедрис Оператор: Ионас Томашавичус В ролях: Антанас Шурна, Эугения Плешките
История дружбы, творческого соперничества двух молодых физиков снята, поставлена и сыграна в классическом стиле шестидесятых годов. Черно-белый широкий экран – главный киноформат времени – предлагает нам проследить за простыми человеческими судьбами. Отношением к жизни, науке, любви… Если угодно, в картине раскрыта и другая грань одного из основных конфликтов времени – между «физиками» и «лириками».

Кадр из фильма «Геркус Мантас», режиссер М.Гедрис. Литовская киностудия, 1977 г.
В истории кино бывают ленты, несправедливо и незаслуженно забытые. Законченная производством в 1972 году и вышедшая во всесоюзный прокат на исходе 1973-го, лента Марионаса Гедриса «Геркус Мантас» пошла не очень успешно. Ныне её не помнит, практически, никто. И зря. Сильная, мощная историческая драма, действие которой разворачивается в тринадцатом веке, четко прописана, импульсивно оркестрована постановщиком и тонко сыграна. Батальные эпизоды, красивая любовь, интриги и коварство… Быть может, недостаточная популярность фильма в начале семидесятых была вызвана тем, что он оказался в тени выпущенного, наконец, на советские экраны «Андрея Рублева» - по времени действия, по суровости и изяществу черно-белой широкоэкранной пластики ленты, безусловно, схожи. А может, серьезный успех шедевра Тарковского оказался все-таки недостаточным, чтобы массовый зритель научился смотреть историю не только во французском варианте с необычайно популярной «Анжеликой»?.. Словом, если в 1966-м советские люди приняли близко к сердцу частную трагедию братьев Локисов, героев картины «Никто не хотел умирать», то через восемь лет жуткая судьба предводителя древних пруссов оставила их безучастными.
Меж тем, помимо очевидных художественных достоинств фильма, он содержит уникальные для массового сознания исторические факты. Всем хорошо известно слово «Пруссия». Оно ассоциируется с казарменными порядками, муштрой, которую Павел Первый пытался внедрить на российских просторах. Посмотрите «Геркуса Мантаса»! Узнаете, что пруссы – это небольшой языческий народ, живший на территории современной Литвы. Рыцари Тевтонского Ордена покорили и уничтожили пруссов, а затем присвоили не только их земли, но и имя.
Регистрация на мероприятие
Марионас Гедрис
(1933 - 2011)
Режиссер, Сценарист, Актер Избранные фильмы: «Смок и Малыш»; «Американская трагедия»; «Геркус Мантас»; «Раны земли нашей»; «Пыль под солнцем».