Латвийская ССР
РИЖСКАЯ КИНОСТУДИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ (A/О "RĪGAS KINOSTUDIJA") Рига, Латвийская ССР, СССР
Фильмы, сделанные в Латвии, неизменно пользовались популярностью у советских зрителей. Мелодрамы и детективы, костюмные приключения и детские истории… Самый, пожалуй, первый успех снискала лента, латвийское происхождение которой не было осознано большинством поклонников. Действие этой картины разворачивалось у Черного моря, главные роли играли молодые артисты из Москвы, а постановщиком был армянин Генрих Оганесян.

Фото режиссера: Александр Лейманис
Тот факт, что любимая комедия «Три плюс два» (1963) явилась совместной постановкой студии имени Горького и Рижской киностудии, стал абсолютной неожиданностью для тех, кто о нем узнал. Латвийского в фильме не было ничего. Скорее, участие Рижской киностудии здесь свидетельствовало о едином культурном пространстве Советского Союза. Бесподобная Вия Артмане, самая знаменитая актриса Латвии, получила известность, исполнив роль в мелодраме «Родная кровь» (1964), поставленной на «Ленфильме». Шикарный мужчина Гунар Цилинский прославился как разведчик Николай Кузнецов из фильма «Сильные духом» (1967), снятого в Свердловске. Режиссер Владимир Горрикер снимал в Риге кинооперы «Моцарт и Сальери» (1963), «Иоланта» (1964), «Царская невеста» (1965). А когда классик Григорий Козинцев взялся экранизировать «Короля Лира» (1971), половину ролей отдал рижским актерам и актрисам… К середине шестидесятых кинематограф Латвии стал привлекать зрителей и собственно национальными историями. Колоссальным успехом пользовались мелодрамы «Из прошлой жизни» и «Эдгар и Кристина» (1966) Леонида Лейманиса и костюмная приключенческая дилогия другого Лейманиса - Александра - «Слуги дьявола» (1970) и «Слуги дьявола на чертовой мельнице» (1972).
Мастером острого, динамичного детектива предстал режиссер Алоиз Бренч - «Шах королеве бриллиантов» (1973), «Свет в конце тоннеля» (1974), «Ключи от рая» (1975), «Быть лишним» (1976)… Нельзя не упомянуть также Яниса Стрейча, чья многолетняя плодотворная режиссерская деятельность подарила юным зрителям несколько увлекательных картин – «Часы капитана Энрико» (1968), «Мальчишки острова Ливов» (1970), «Верный друг Санчо» (1975). А папам и мамам постановщик сделал настоящий подарок в виде телевизионного фильма «Театр» (1978) по роману Соммерсета Моэма, где всеобщая любимица Вия Артмане играла вместе с Иваром Калныньшем, сменившим Гунара Цилинского на «должности» кумира всех советских женщин.

Вообще, телефильмы «из западной жизни», созданные в Латвии, неизменно пользовались всепоглощающей любовью масс. «Смерть под парусом» (1976) Ады Неретниеце, «Мираж» (1983) Алоиза Бренча - трудно было отыскать в СССР взрослого человека, не видевшего или хотя бы не слышавшего об этих картинах. Но всё же наивысшую популярность в тогдашнем телевизоре обрела латвийская мелодрама из непростой советской жизни. В «Долгой дороге в дюнах» (1980) Алоизом Бренчем была затронута даже тема сталинских репрессий, бывшая в то время, практически, под запретом. Затронута осторожно, пунктиром, но все же… Что же касается по-настоящему серьезного, социального кино Латвийской ССР, то его очередь пришла в самом начале перестройки, когда вся огромная стана смотрела и обсуждала документальную ленту Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?», затронувшую проблемы советского юношества - остро, ярко, художественно и публицистично.
Слуги дьявола
Рижская киностудия, 1970, цветной, широкоэкранный

Сценарий: Янис Анерауд, Александр Лейманис Режиссер: Александр Лейманис Оператор: Мартиньш Клейн Композитор: Раймонд Паулс В ролях: Харальд Ритенберг, Артур Экис, Эдуард Павулс, Лолита Цаука, Ольга Дреге, Байба Индриксоне
За первый год проката эта лента собрала 33 миллиона 600 тысяч зрителей. Причина такого ошеломительного успеха кроется вот в чем. В предыдущее десятилетие советские зрители восторженно смотрели франко- итальянские ленты плаща и шпаги. «Три мушкетера», «Железная маска», «Парижские тайны» … В 1968-м на экранах СССР появилась третья серия картин об Анжелике, а в 1969 – первая.

Кадр из фильма «Слуги дьявола». «Рижская киностудия», 1970
Советские люди без туда отличали одного короля Людовика от другого, а французскую историю трехсотлетней давности, пусть и в изложении экранизаторов Дюма, знали лучше, чем отечественную. Снимать приключенческие ленты про царскую Россию начальство, как тогда говорилось, «не рекомендовало». Зачем прославлять помещиков, капиталистов и прочих «эксплуататоров трудового народа»! А латышам это сделать позволили. Во-первых, потому, что республикам Прибалтики порой позволялось больше, чем иным представителям «новой исторической общности людей – советского народа». А во- вторых, герои фильма – никакие не дворяне, а простые парни, защищающие свою столицу от иноземных захватчиков в 18 веке. Лейманис сделал легкое, в меру изящное зрелище с динамичным сюжетом, привлекательными артистами, драками, погонями, перестрелками и поединками на шпагах. Цвет, широкий экран, камзолы и кринолины, ботфорты и шпоры… советский зритель «выкушал» это кинематографическое блюдо с таким аппетитом, что необходимо стало создать продолжение. Оно называлось «Слуги дьявола на Чертовой мельнице» и собрало хоть и не такую внушительную, но всё же солидную кассу.
Регистрация на мероприятие
Александр Лейманис
(1913 -1990)
Режиссер, актер, сценарист В 1939 году окончил ГИТИС. Народный артист Латвийской ССР (1973). Избранные фильмы: «Театр»; «Незаконченный ужин»; «Армия Трясогузки»; «Слуги дьявола»; «Слуги дьявола на чертовой мельнице».