Мастером острого, динамичного детектива предстал режиссер Алоиз Бренч - «Шах королеве бриллиантов» (1973), «Свет в конце тоннеля» (1974), «Ключи от рая» (1975), «Быть лишним» (1976)… Нельзя не упомянуть также Яниса Стрейча, чья многолетняя плодотворная режиссерская деятельность подарила юным зрителям несколько увлекательных картин – «Часы капитана Энрико» (1968), «Мальчишки острова Ливов» (1970), «Верный друг Санчо» (1975). А папам и мамам постановщик сделал настоящий подарок в виде телевизионного фильма «Театр» (1978) по роману Соммерсета Моэма, где всеобщая любимица Вия Артмане играла вместе с Иваром Калныньшем, сменившим Гунара Цилинского на «должности» кумира всех советских женщин.
Вообще, телефильмы «из западной жизни», созданные в Латвии, неизменно пользовались всепоглощающей любовью масс. «Смерть под парусом» (1976) Ады Неретниеце, «Мираж» (1983) Алоиза Бренча - трудно было отыскать в СССР взрослого человека, не видевшего или хотя бы не слышавшего об этих картинах. Но всё же наивысшую популярность в тогдашнем телевизоре обрела латвийская мелодрама из непростой советской жизни. В «Долгой дороге в дюнах» (1980) Алоизом Бренчем была затронута даже тема сталинских репрессий, бывшая в то время, практически, под запретом. Затронута осторожно, пунктиром, но все же… Что же касается по-настоящему серьезного, социального кино Латвийской ССР, то его очередь пришла в самом начале перестройки, когда вся огромная стана смотрела и обсуждала документальную ленту Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?», затронувшую проблемы советского юношества - остро, ярко, художественно и публицистично.