А в 1968-м сокурсница Шепитько Ирина Поплавская поставила «Джамилю», положив в основу сценария ещё один опус киргизского литературного классика. И снова – призы, восторги, похвалы… А в перерывах между выходом этих киргизско-московских кинолент появились уникальные национальные кадры – режиссеры Болотбек Шамшиев и Толомуш Океев. Первый играл в «Зное» главную роль. Второй, закончил Лениградский институт киноинженеров и был на картине Шепитько звукоопеатором. В 1966 году, после обучения на высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве, Океев дебютировал фильмом «Небо нашего детства» (1966), покорившим всех немудрёной постотой, естественностью, мягким лиризмом.
Каждая последующая лента Толомуша Океевича становилась событием всесоюзного экрана и приносила киргизскому кино международные призы. Снятый им в Казахстане на студии «Казахфильм» «Лютый» (1973) награжден в Локарно, выдвинут на «ОскаРа»…. «Красное яблоко» представляло советскую кинематогафию в конкуре московского кинофествиаля. А когда вдруг в конце семидесятых разрешили поставить несколько фильмов о вреде алкоголизма, океевский «Улан» (1977) стал, безусловно, самой ярким, самым тревожащим, самым впечатляющим. Болот Шамшиев сделал на рубеже шестидесятых-семидесятых годов два приключенческих, «басмаческих» фильма – «Выстрел на перевале Караш» (1969) и «Алые маки Иссык-Куля» (1971), успешно прошедших по экранам страны. Второй даже демонстрировался на международных фестивалях. Экранизация айтматовского «Белого парохода» получила Государственную премию СССР, участвовала в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля. Последней поставленной Шамшиевым лентой стало перестроечное «Восхождение на Фудзияму». Cценарии всех лент по произведениям Чингиза Торекуловича Айтматова писались Шамшиевым совместно с самим классиком советской литературы.