Киргизская ССР
КИРГИЗФИЛЬМ (Национальная киностудия "Кыргызфильм" имени
Толомуша Океева) Фрунзе, Киргизская ССР, СССР
1928 — создано акционерное общество "Востоккино", куда Киргизия вошла наряду с другими автономными республиками. 1937 — во Фрунзе создан корпункт Ташкентского отделения студии «Союзкинохроника». 1941 — 1956 — Фрунзенская студия кинохроники (17 ноября 1941 года было принято постановление Совета Народных Комиссаров Киргизской ССР об организации студии кинохроники в г. Фрунзе. 1940 — на Ташкентской киностудии начал выходить киножурнал «Советская Киргизия», монтировавшийся режиссёрами Э. Василенко, В. Усовой, Б. Вейланд из сюжетов, которые снимали в Киргизстане узбекские кинооператоры. В октябре 1944 года киножурнал «Советская Киргизия» впервые вышел на двух языках - русском и кыргызском. До конца войны было выпущено более 100 номеров киножурнала Операторы Фрунзенской студии одновременно являлись корреспондентами и других всесоюзных киноизданий. 1953 — киностудия приступила к дублированию художественных фильмов на киргизский язык. 1953 — создан первый цветной документальный фильм «Пик Дружбы», режиссер И.Гутман. 1956 — 1961 — Фрунзенская студия художественных и хроникально-документальных фильмов (в этот период был создан целый ряд художественных фильмов совместно с киностудиями «Мосфильм», «Ленфильм» и «Казахфильм»). С 1961 — «Киргизфильм». В 1977- организовано творческое объединение «Хроника», где начато производство мультипликационных фильмов. В настоящее время - киностудия "Кыргызфильм" имени Толомуша Океева.

Рабочий момент со съемок фильма «Небо нашего детства». Режиссер Толомуш Океев и оператор смеются над очередной шуткой актеров. «Киргизфильм». 1966 г. Из архива ИА «Спутник» Кыргызстан
В годы «оттепели» в советском кино была такая практика: выпускникам ВГИКа, проявившим недюженные способности во Время обучения, дозволялось защитить диплом большим полнометражным фильмом, который потом выпускался в прокат. Именно так в 1963 –м на студии «Киргизфильм» появился «Зной», дипломная работа Ларисы Шепитько, поставленная по рассказу Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Лента стала событием всесоюзного масштаба, а Ларису Ефимовну справедливо стали именовать матерью киргизского кино. Съемки велись в тяжелых условиях сорокаградусной жары. Юная постановщица заболела желтухой, и на площадку её, порой, приносили на носилках. Завершать ленту помогал супруг – такой же юный вгиковец Элем Климов. Художественный результат превзошел все ожидания. Ради правды следует заметить, что и до этого во Фрунзе, так называлась тогда столица Кыргызстана, снимались фильмы. Но лишь после «Зноя» все заговорили о феномене национального кинематографа. Дело Шепитько продолжил Андрей Кончаловский, экранизировав в 1965-м повесть Айтматова «Первый учитель». Успех был ещё большим. А в 1968-м сокурсница Шепитько Дело Шепитько продолжил Андрей Кончаловский, экранизировав в 1965-м повесть Айтматова «Первый учитель». Успех был ещё большим.
А в 1968-м сокурсница Шепитько Ирина Поплавская поставила «Джамилю», положив в основу сценария ещё один опус киргизского литературного классика. И снова – призы, восторги, похвалы… А в перерывах между выходом этих киргизско-московских кинолент появились уникальные национальные кадры – режиссеры Болотбек Шамшиев и Толомуш Океев. Первый играл в «Зное» главную роль. Второй, закончил Лениградский институт киноинженеров и был на картине Шепитько звукоопеатором. В 1966 году, после обучения на высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве, Океев дебютировал фильмом «Небо нашего детства» (1966), покорившим всех немудрёной постотой, естественностью, мягким лиризмом.

Каждая последующая лента Толомуша Океевича становилась событием всесоюзного экрана и приносила киргизскому кино международные призы. Снятый им в Казахстане на студии «Казахфильм» «Лютый» (1973) награжден в Локарно, выдвинут на «ОскаРа»…. «Красное яблоко» представляло советскую кинематогафию в конкуре московского кинофествиаля. А когда вдруг в конце семидесятых разрешили поставить несколько фильмов о вреде алкоголизма, океевский «Улан» (1977) стал, безусловно, самой ярким, самым тревожащим, самым впечатляющим. Болот Шамшиев сделал на рубеже шестидесятых-семидесятых годов два приключенческих, «басмаческих» фильма – «Выстрел на перевале Караш» (1969) и «Алые маки Иссык-Куля» (1971), успешно прошедших по экранам страны. Второй даже демонстрировался на международных фестивалях. Экранизация айтматовского «Белого парохода» получила Государственную премию СССР, участвовала в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля. Последней поставленной Шамшиевым лентой стало перестроечное «Восхождение на Фудзияму». Cценарии всех лент по произведениям Чингиза Торекуловича Айтматова писались Шамшиевым совместно с самим классиком советской литературы.
Первый учитель
«Киргизфильм», «Мосфильм», 1965, черно-белый, 1ч.40 мин.

Авторы сценария: Чингиз Айтматов, Андрей Михалков-Кончаловский, Фридрих Горенштейн Режичсер-постановщик: АндРей Кончаловский Оператор: Георгий Рерберг Композитор: вячеслав Овчинников В Ролях: Наталья АРинбасарова, Болот Бейшеналиев


С этим фильмом дебютант Михалков-Кончаловский буквально ворвался в большое кино. Картину показали на венецианском фестивале, где Наталье Аринбасаровой вручили Кубок Вольпи за лучшее исполнение женской Роли. Были и другие награды, в других странах и, конечно, на Родине.Чингиз Айтматов поведал историю про революционного бойца, прибывающего после классовых битв в далекий кишлак и стремящегося как можно скорее указать декханам путь в светлое коммунистическое завтра.

Фотография. Актер Болот Бейшеналиев в роли учителя Дюйшена. 1965. Время cъемки: 1965. Фильм «Первый учитель». Реж. Михалков-Кончаловский А.С. Мосфильм, Киргизфильм. 1965. Фотобумага, фотопечать черно-белая. 9,5х11,5. Из фонда Музея кино.
Учителю Дюшену очень сложно. Собственное стремление поскорее «загнать всех в счастье» входит в противоречие с вековым укладом сельской киргизской жизни… Сюжет вполне советский, «оттепельный». Догматизм против реалий жизни – основная тема многих тогдашних лент. Молодой постановщик, между тем, совсем не сюжет сделал главным, а его изложение. Будущий классик операторского мастерства Георгий Рерберг, в содружестве с Кончаловским, Разворачивает перед нами мир, чарующий своей первобытной красотой.

Живописные холмы. Цветущие долины. Журчащие водоемы, в одном из которых героиня купается обнаженная (мыслимо ли, в советском-то кино!). Антидогматический посыл Айтматова подкреплен и усилен визуальными образами. Но и даже это – не главное в «Первом учителе».В 1965 году никто в Советском Союзе не знал великого японского Режиссера Акиру Куросаву. Никто, кроме кинематографистов, которые в Госфильмофонде могли увидеть его фильмы. Уже в новое время Кончаловский признавался, что в первой своей ленте откровенно цитировал гения. Это даже нельзя назвать плагиатом. Это – восторг и преклонение юного постановщика перед выдающимся талантом классика.
У Куросавы природа всегда является едва ли не главным действующим лицом киноповествования. И здесь, в «Первом учителе», тростники и вода, трава и колючки столь же важны для понимания сути происходящего, сколь диалоги, идеологические схватки, прелестная Аринбасарова и зажигательный Бейшеналиев.
Регистрация на мероприятие
Андрей Михалков-Кончаловский
(1937 - н.в.)

Кинорежиссёр, сценарист, продюсер, актёр, театральный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР. В 1964 году, окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма). Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002). С 2010 года — член Общественной палаты Российской Федерации. С апреля 2013 года — президент киноакадемии «Ника». Избранная фильмография: «Первый учитель»; «История Аси Клячиной...» «Дворянское гнездо»; «Дядя Ваня»; «Сибириада».