Казахская ССР
КАЗАХФИЛЬМ («Казахфильм» имени Шакена Айманова) Алма-Ата, Казахская ССР, СССР
1934 - организована Алма-Атинская студия кинохроники. 1941 — организована Алма-Атинская киностудия художественных фильмов (Постановление Совета Народных комиссаров Казахской ССР № 762 от 12 сентября 1941 года). 15 ноября 1941 — На базе Алма-Атинской студии кинохроники и киностудии художественных фильмов создана Центральная Объединенная киностудия — ЦОКС, которая включала в себя эвакуированные в Казахстан киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм». ЦОКС работала в Алма-Ате до 1944 года. 1944 — после расформирования ЦОКСа переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов. 1960 - киностудия «Казахфильм». В 1967 — на киностудии начат выпуск мультипликационных фильмов. В 1968 — 1981 гг. в южной части города был построен новый комплекс зданий киностудии, занимавший 19 гектаров. 1984 — киностудии «Казахфильм» присвоено имя выдающегося деятеля национальной кинематографии Шакена Кенжетаевича Айманова. 1985 — преобразована в Республиканское творческо-производственное объединение — РТПО «Казахфильм» им. Шакена Айманова. С 1996 по 2005 — РТПО «Казахфильм» им. Шакена Айманова была несколько раз реорганизована и переименована. С 2005 — Акционерное общество «Казахфильм» им. Шакена Айманова».

Рабочий момент съемок фильма «Знай наших», режиссер С.Ходжиков. Казахфильм. 1985 Из фонда «Казахфильм» имени Шакена Айманова.
Красота и энергетика природы Казахстана, казалось, должна была обусловить появление целой индустрии киноразвлечений. Захватывающие боевики, вестерны, костюмированные драмы… Однако, большая часть истории казахского советского кино прошла так, будто никаких бескрайних степей и синих гор не существовало. Более того, без природных красот обошлись два самых замечательных периода этой истории. Первый случился в начале сороковых. В Столицу Казахской ССР Алма-Ату были эвакуированы студии из Москвы и Ленинграда. Была образована Центральная Объединенная Киностудия (ЦОКС). Весь цвет советского кино несколько лет трудился на казахской земле. Здесь поставлена первая серия великого фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944). Отсюда позвучало в фильме Александра Столпера и Бориса Иванова «Жди меня» (1943) одноименное стихотворение, ставшее своеобразным паролем любящих сердец, разлученных войной. Самым «золотым» классиком, отцом национального кинематографа в Казахстане считают Шакена Айманова – режиссера, актера, драматурга, работавшего в кино несколько десятилетий. Его имя носит «Казахфильм», в новое Время Алма-Ата проводила кинофестиваль «Звезды Шакена». Разносторонность дарования товарища Айманова проявилось в том, что поставленные им картины удивительно непохожи одна на другую. В 1952 году он сыграл главную роль поэта-акына в абсолютно сталинском фильме Ефима Дзигана «Джамбул», а в 1964-м в собственном «Безбородом обманщике» создал образ веселого пересмешника Алдар-Косе, крайне непочтительного к властям.
Подобно мастерам Голливуда, казахский режиссер снимал остросюжетный фильм «Конец атамана» (1973), сделав перед этим зажигательную музыкальную комедию «Ангел в тюбетейке» (1968), где вокальный квартет «Аккорд» распевал за кадром песню «Ты куда, Одиссей, от жены, от детей», мгновенно ставшую шлягером, зазвучав из каждого окна в каждом советском доме.

В 1970-е годы казахское кино добилось ощутимых коммерческих и художественных успехов благодаря двум фильмам. «Транссибирский экспресс» (1977) в постановке режиссера Эльдора Уразбаева, который изрядно развлек зрителей, заставив их переживать и волноваться за судьбы героев этого приключенческого боевика. Картина «Лютый» (1973), поставленная в Алма-Ате киргизским режиссером Толомушем Океевым, стала крупным достижением всего советского кино. Трогательная и очень психологически глубокая драма о людях, животных, добре и зле была заслуженно увенчана призами и выдвинута от СССР на соискание премии «Оскар». В середине восьмидесятых Сергей Соловьев снимал свою ленту «Чужая белая и рябой» (1986) в копродукции «Мосфильма» и «Казахфильма».

В это же время во ВГИКе была организована мастерская под руководством Соловьева, готовившая кадры для казахского кинематографа. Выпускники знаменитого курса вскоре стали выпускать картины, о которых заговорили далеко за пределами не только Казахстана, но и всего СССР. «Гибель Отрара» (1989) Ардака Амиркулова, «Конечная остановка» (1989) Серика Апрымова, конечно же, «Игла» (1988) Рашида Нугманова и несколько других картин представляли новое казахское кино в Европе, Азии, Америке, привозили в Алма-Ату множество призов. Помимо лент молодых «соловьевцев», следует отметить также фильм Сергея Бодрова- старшего «Непрофессионалы» (1985), сигнализировавший о начале перестройки не только алма-атинского, но и всего советского кинематографа. И, конечно же, нельзя обойти вниманием тонкие, нежные ленты Ермека Шинарбаева «Сестра моя Люся» (1985), «Выйти из леса на поляну» (1987), «Месть» (1989), заявившие о рождении необычайно трепетного и вместе с тем удивительно интеллектуального кинематографиста.
Игла
Казахфилм, 1988, цветной, 76 мин

Сценарий: Александр Баранов, Бахыт Килибаев Режиссер: Рашид Нугманов Операторы: Мурат Нугманов Композитор: Виктор Цой В ролях: Виктор Цой, Марина Смирнова, Александр Баширов, Пётр Мамонов
Рок был главной музыкой перестройки, а Виктор Цой – одним из главных её героев. Поэтому выпуск в конце восьмидесятых фильма «Игла» был встречен с таким энтузиазмом. Восторженные рецензии, фотографии на обложке «Советского экрана», горячие обсуждения во дворах и в школах, на молодежных тусовках и в телепередачах… Во многих современных статьях говорится, что лента стала лидером проката.

Каракашев В.С. Плакат. 1988 Фильм «Игла». Реж. Нугманов Р. Казахфильм. 1988 Рекламфильм. Бумага, печать полиграфическая цветная. 56х86. Из фонда Музея кино.
Однако, следует заметить, что кассовым чемпионом фильм не был - 14 миллионов 600 тысяч зрителей, посмотревших картину в 1989-м. И хотя этот результат оказался вторым среди отечественных картин, вышедших в том году, «Интердевочка» со своими 34 миллионами, обогнала «Иглу» почти в три раза. Тем более интересен тот резонанс, который произвела лента Рашида Нугманова. Ладно скроенная и крепко сшитая, она привлекла молодого зрителя прежде всего своей сенсационностью. Про рок и Цоя уже сказано. Кроме того, любовная линия в сюжете была соединена с ситуацией борьбы с наркотиками. Еще за два года до выхода фильма об этом не то что говорить – думать было нельзя. Задолго до нынешней моды на экологическое кино, режиссер показал катастрофу, постигшую знаменитое Аральское море. Впервые на советском экране. Но, конечно же, рок и Цой явились главной сенсацией «Иглы». Перед своим дебютом в большом кино, Нугманов снимал про музыкантов короткометражный фильм «Йа-х-ха», знал этот мир, понимал его, чувствовал, любил. Именно это режиссерское отношение и стало причиной популярности, которая жива и до сих пор. Не так давно постановщик сделал новую версию фильма, которая перенесла зрителя в минувшие славные времена и воскресила одного из легендарных героев.
Регистрация на мероприятие
Рашид Нугманов
(1954 - н.в.)
Советский и казахский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, актёр, общественный деятель. В 1987 году закончил учебу на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская С. Соловьева). В 1989-1992 гг. — первый секретарь СК Казахстана. В 2016 году избран Президентом Национальной академии кинематографических искусств и наук Казахстана. Является автором сценария и регламента вручения Национальной премии в области кинематографии «Тулпар». С 2015 по 2017 — Генеральный директор Международного кинофестиваля Евразия. Избранная фильмография: «Игла-Ремикс» «Дикий Восток» «Игла» «Йя-хха!» (короткометражный) «Згга» (короткометражный)