Грузинская ССР
«Грузия-фильм» Тбилиси, Грузинская ССР, СССР
1921 – основание киноконцерна как киносекции при Наркомпросе Грузинской ССР.
1923 - 1938 - трест АО «Госкинпром Грузии» (Тифлисская киностудия).
1938 - 1953 - Тбилисская киностудия.
1953 - киностудия «Грузия-фильм».
1958 - на базе сектора кинохроники к/с «Грузия-фильм» создана Грузинская студия хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.

Киностудия «Грузия-фильм». Рабочий момент съёмки цветной кинокомедии «Иные нынче времена». Слева направо: Народный артист СССР В.Годзиашвили, главный оператор фильма Д.Маргиев, народный артист СССР А.Хорава и режиссёр-постановщик фильма народный артист СССР М.Чиаурели. Грузия, 11 ноября 1964 год. Автор съёмки: Б.Дадвадзе, хроника ТАСС. Из фонда РГАКФД г.Красногорск.
Фильмы, снятые в Грузинской ССР, редко становились чемпионами советского проката. Это случалось лишь в середине пятидесятых годов, когда почти подряд появились милая комедия Семена Долидзе «Стрекоза» (1954), собравшая около 27 миллионов зрителей, еще одна комедия «Заноза» (1956) режиссера Николая Санишвили - 29,3 миллиона и выдающийся шпионский триллер Константина Пипинашвили «Тайна двух океанов» (1956) - 31,2 миллиона человек, которым двадцать лет буквально бредили советские мальчишки. Однако, к подлинной грузинской жизни эти ленты отношения почти не имели. Картины про реальность стали появляться в начале шестидесятых годов, и мыслящая часть публики в СССР просто влюбилась в это кино. Простые и тонкие притчи Отара Иоселиани: «Листопад» (1965), «Жил певчий дрозд» (1970), «Пастораль» (1978). Очаровательные маленькие комедии Михаила Кобахидзе: «Свадьба» (1964), «Зонтик» (1967), «Музыканты» (1969). Великая трилогия Тенгиза Абуладзе: «Мольба» (1968), «Древо желания» (1973), «Покаяние» (1984-1986)… Просмотры этих и десятков других лент из Тбилиси сводили с ума, доставляли радость, дарили счастье. В умных и трогательных фильмах ощущалось какое-то неподдельное благородство и рыцарство, не свойственные произведениям, сделанным в иных уголках многонациональной Родины.
Это кино было несоветским. Трудные вопросы и проблемы социалистической жизни, которые успешно разрешали герои официозных советских лент и которыми мучились персонажи лент оппозиционных, казалось, не существовали для грузинских кинематографистов. То есть, они, конечно же, присутствовали, но были вписаны в глобальный контекст человеческого бытия. Это чувствовала не только восторженная интеллигенция. Это понимала власть. Кинокопии печатались малыми тиражами. В печати появлялись критические отзывы. Журнал «Искуccтво кино» по указанию свыше попытался организовать кампанию по дискредитации грузинского кино. Ничего не помогло. Достаточно вспомнить, что «Покаяние» Абуладзе закончил в оруэлловском 1984-м. И появилось оно, как любили выражаться советские начальники, «благодаря отеческой заботе партии», персонифицированной, в данном случае, в облике главного грузинского коммуниста того времени Эдуарда Шеварднадзе, всячески опекавшего вверенных ему кинематографистов. И совсем не случайно великий армянин Сергей Параджанов по выходе из заключения отправился в Тбилиси. Именно на «Грузия-фильме» ему разрешили (в формальном соавторстве с Давидом Абашидзе) снова снимать фильмы.
Ашик-Кериб
«Грузия-фильм», 1988, цветной, 75 мин.

Автор сценария: Гия Бадридзе Режиссер-постановщик: Давид Абашидзе, Сергей Параджанов Оператор: Альберт Явурян Композитор: Жаваншир Ганиев В ролях: Софико Чиаурели, Рамаз Чхиквадзе, Юрий Мгоян
Фильм, которому суждено было стать последним в творчестве великого Параджанова, поставлен по мотивам восточных сказок и произведений Лермонтова. Чарующая красота этого кинопроизведения была ожидаема, как, впрочем, и его коммерческий неуспех. Всех позабавила история, когда в одном из городов прокатчики, не ведавшие ничего ни о Сергее Иосифовиче, ни даже о Михаиле Юрьевиче, написали на афише - «Ошибки рыб». Кассовая неудача с лихвой была компенсирована невероятным количеством призов в стране и мире. Картину купили так много стран, что финансовая прибыль была огромной.

Лемешев И.П. Плакат. 1988. Фильм «Ашик-Кериб». Реж. Параджанов С.И., Абашидзе Д.И. Грузия-фильм. 1988. Совэкспортфильм Бумага, печать полиграфическая цветная. 100х69. Из фонда Музея кино.
Параджанов к тому времени стал одной из самых почитаемых фигур европейского кино. Ретроспективные показы его фильмов сменяли один другого, почетные звания сыпались, как из рога изобилия. Кажется, кинематографический мир стремился воздать режиссеру те почести, которых он был лишен в заточении. Если первая из тбилисских лент режиссера после его возвращения в профессию - «Легенда о Сурамской крепости» (1984 ) - основана на преданиях грузинского народа, то «Ашик-Кериб» - рассказ о Востоке вообще. Да и не рассказ. Поэма. Фреска. Запечатленное изображение. Отправляясь смотреть этот фильм, нужно на него настроиться. Не следует искать четкого изложения фабулы, ожидать погонь, стрельбы и жарких объятий. Просмотр картины «Ашик Кериб» сродни созерцанию живописных полотен в музее. Впрочем, все великие ленты Параджанова, начиная с «Теней забытых предков», и есть полотна, только движущиеся. Знакомство с лермонтовским текстом, безусловно, не самым у него известным, поможет не отвлекаться на сюжетные повороты и наслаждаться визуальной красотой. Конечно, это «кино не для всех». Но оно обязательно должно быть. Ведь экранная индустрия – такая штука. В ней есть место и крутым боевикам, и разбитным комедиям, и эротическим экзерсисам, и авторским высказываниям. Главное, чтобы и то, и другое, и третье, и десятое было талантливо.
Регистрация на мероприятие
Сергей Параджанов
(1924 - 1990)
Советский кинорежиссёр, сценарист и художник. Народный артист Украинской ССР (1990). Народный артист Армянской ССР (1990). 1951 - окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (мастерская Игоря Савченко). 1949-1966 - режиссёр Киевской киностудии имени А.Довженко. 1967-1974 - режиссёр киностудии «Грузия-фильм». Автор и соавтор сценариев, художник ряда спектаклей и фильмов. Избранная фильмография: «Ашик-Кериб» «Легенда о Сурамской крепости» «Цвет граната» «Тени забытых предков» «Цветок на камне» «Украинская рапсодия» «Первый парень» «Андриеш»
Давид Абашидзе
(1924 - 1990)
Грузинский советский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Народный артист Грузинской ССР (1967). 1949 - окончил Тбилисский театральный институт имени Шота Руставели. 1949-1965 - актёр Академического театра имени Шота Руставели. 1953 - актёр киностудии Грузия-фильм. Снялся во многих легендарных фильмах грузинских кинематографистов. Активно работал с Сергеем Параджановым. Избранная фильмография (режиссерская): «Ашик-Кериб» «Легенда о Сурамской крепости»