Лемешев И.П. Плакат. 1988. Фильм «Ашик-Кериб». Реж. Параджанов С.И., Абашидзе Д.И. Грузия-фильм. 1988. Совэкспортфильм Бумага, печать полиграфическая цветная. 100х69. Из фонда Музея кино.
Параджанов к тому времени стал одной из самых почитаемых фигур европейского кино. Ретроспективные показы его фильмов сменяли один другого, почетные звания сыпались, как из рога изобилия. Кажется, кинематографический мир стремился воздать режиссеру те почести, которых он был лишен в заточении. Если первая из тбилисских лент режиссера после его возвращения в профессию - «Легенда о Сурамской крепости» (1984 ) - основана на преданиях грузинского народа, то «Ашик-Кериб» - рассказ о Востоке вообще. Да и не рассказ. Поэма. Фреска. Запечатленное изображение. Отправляясь смотреть этот фильм, нужно на него настроиться. Не следует искать четкого изложения фабулы, ожидать погонь, стрельбы и жарких объятий. Просмотр картины «Ашик Кериб» сродни созерцанию живописных полотен в музее. Впрочем, все великие ленты Параджанова, начиная с «Теней забытых предков», и есть полотна, только движущиеся. Знакомство с лермонтовским текстом, безусловно, не самым у него известным, поможет не отвлекаться на сюжетные повороты и наслаждаться визуальной красотой. Конечно, это «кино не для всех». Но оно обязательно должно быть. Ведь экранная индустрия – такая штука. В ней есть место и крутым боевикам, и разбитным комедиям, и эротическим экзерсисам, и авторским высказываниям. Главное, чтобы и то, и другое, и третье, и десятое было талантливо.