Эстонская ССР
Таллинфильм (1920—2000)
1920 — 1940 — Киностудия «Estonia Film». 1940 — 1941, 1945 — 1954 — Таллинская студия кинохроники (в 1940 к ней присоединена к/ст «Eesti Kulturfilm», существовавшая с середины 1930-х). 1954 — 2000 — Киностудия художественных и документальных фильмов «Таллинфильм».

Таллинская киностудия. Рабочий момент съемок фильма «Сталкер», режиссер Андрей Тарковский. Производство киностудии «Мосфильм». 1979 г. Автор съемки Сергей Бессмертный. Таллин, Эстонская ССР,1977 г. Источник immos.livejournal.com.
Эстонские фильмы часто становились чемпионами советского проката, однако, люди, валом на них валившие, частенько и не подозревали, где созданы нравящиеся им киноленты. В 1971 году второе место по количеству зрителей заняла картина Георгия Кроманова «Последняя реликвия». Сорок четыре с лишним миллиона человек посмотрели костюмную историю с благородным героем, красавицей, коварными монахами, драками, погонями и перестрелками.

То был финальный крупный успех фильмов плаща и шпаги, которые обожал советский народ в шестидесятые годы. Людей, посмотревших эстонскую ленту, было столько же, сколько и у знаменитой «Анжелики», третья и первая серии которой к тому времени были показаны в СССР. Однако, «эстонскость» «Последней реликвии» массовым зрителем осознана не была. Красавцем-разбойником был украинский артист Александр Голобородько. Его партнерша – латышка Игнгрида Андриня. Главный негодяй – Ролан Быков. Лошади, камзолы, кринолины и шпоры – что же здесь специфически эстонского для подростков, выросших на «Трех мушкетерах» и «Железной маске»? То же самое – в конце семидесятых.
Фильм этого же режиссера, Григория Кроманова, «Отель «У погибшего альпиниста»(1978) являлся экранизацией повести Стругацких, дело происходило «где-то на Западе», а Прибалтика вообще и Эстония, в частности, для советских людей и были тем самым «Западом». В Таллинне снимались фильмы, для которых нужна была европейская атмосфера – узкие улочки, замки… Не случайно поляк Марек Пестрак сделал в копродукции с киностудией «Таллинфильм» и фантастику «Дознание пилота Пиркса» по Станиславу Лемму (1977), и «Заклятие долины змей» - историю во вкусе «Индианы Джонса», уже в перестройку собиравшую полные залы в 1987-м. Что же касается самого эстонского кино, то оно явилось мыслящему советскому зрителю поначалу через актеров. Великий Юри Ярвет, замечательно сыгравший короля Лира в одноименном фильме Козинцева, был приглашен классиком после того, как Григорий Михайлович увидел артиста в фильме Кальо Кийска «Безумие»(1968). Удивительная работа, тонко анализировавшая психологическую природу фашизма, была выпущена малым тиражом и вскоре тихо запрещена.

Повторно она была показана лишь в конце восьмидесятых. Лембит Ульфсак, юный коллега и земляк Ярвета, покорил сердца зрителей, как Тиль Уленшпигель в четырехсерийной экранизации романа Шарля де Костера, осуществленной другими классиками - Аловым и Наумовым в 1976 году. На рубеже семидесятых-восьмидесятых годов в Эстонии стали появляться картины, которые в других республиках СССР вряд ли могли бы возникнуть. Фильм Олава Неуланда «Гнездо на ветру» (1979) вслед знаменитой литовской ленте «Никто не хотел умирать» (1965) разбирался в судьбе человека, поставленного историей перед выбором между двумя воюющими сторонами. Картина Пеэтера Симма «Что посеешь…» (1980) демонстрировала совсем не парадную сторону послевоенной коллективизации. В ленте Марка-Томаса Соосаара взаимоотношения царских властей с жителями Эстонии читались не только, как «дела давно минувших дней». Во всех этих картинах необходимые «идеологические приседания» были совершены. Положительные советские начальники у Неуланда. Чистота помыслов юного комсомольца у Симма. Капиталистическое угнетение у Соосаара. Но к началу восьмидесятых в СССР интеллектуалы уже научились не только читать между строк, но и видеть между кадров.
Коррида
Таллинфильм, 1982, цветной, 1ч.23 мин.

Автор сценария: Олав Неуланд Режиссер-постановщик: Олав Неуланд Оператор: Арво Ихо Композитор: Свен Грюнберг В ролях: Рейн Арен, Рита Рааве, Сулев Луйк
В отличие от социально-психологической заостренности военной драмы «Гнездо на ветру», «Коррида», следующая картина Олава Неуланда, рассказывает скромную, маленькую историю. Психологическая тонкость, разумеется, наличествует и в «Корриде», а социального здесь, практически, нет.

Постер фильма «Коррида», режиссер Олав Неуланд. «Таллинфильм». 1982 г.
Классический любовный треугольник. Действие разворачивается на острове. Персонажей мало. Подобная история вполне могла бы произойти – и происходила не один десяток раз – во многих европейских фильмах. Герои могли бы быть бельгийцами или шведами, нидерландцами или португальцами. Ничего бы не изменилось. Есть, конечно, здесь персонаж, поименованный председателем колхоза, но это – лишь знак, не более. Не колхоз важен режиссеру и сценаристу, а быки, в буквальном смысле, выбегающие вдруг на передний план и не только объясняющие смысл названия фильма, но и окончательно распутывающие сложные узлы во взаимоотношениях трех основных персонажей. Отдельно следует отметить работу выдающегося эстонского оператора Арво Ихо. Его камера удивительным образом сочетает северную холодность пейзажей с трепетностью портретов героев и огненной страстью неожиданного бычьего нашествия.
Регистрация на мероприятие
к/т «Москино Космос», 18 декабря 15:00
Олав Неуланд
(1947 - 2005)
Сценарист, режиссёр. Работал на студиях: «Эстонский телефильм» и «Таллиннфильм». В 1966-1968 годах учился на актёрско-режиссёрском факультете Таллинской государственной консерватории. В 1972 году окончил факультет просветительской работы Таллинского педагогического института, в 1978 году — режиссёрское отделение ВКСР (мастерская В. Жалакявичюса). С 1999 года — председатель правления АО "Filando group" . Трагически погиб в мае 2005 года. Избранная фильмография: «Гнездо на ветру»; «Коррида»; «Реквием»; «Русалочьи отмели»
Регистрация на мероприятие