Белорусская ССР
БЕЛАРУСЬФИЛЬМ (Национальная киностудия БЕЛАРУСЬФИЛЬМ) Минск, Белорусская ССР, СССР
1924 - создание специального управления «Белгоскино»;
1928 - была создана студия художественных фильмов под названием «Советская Беларусь» (находилась в Ленинграде), а с 1939 года она переведена в Минск;
1946 - киностудия получила название «Беларусьфильм»;
С 1996 года - Национальная киностудия «Беларусьфильм».

Фото здания киностудии «Беларусьфильм»
Из всех советских республик Белоруссия всегда была самой советской. В белорусском кино – четком, ровном, профессиональном – практически не было неожиданных «волн», которые цензорам требовалось бы «гасить». Разумеется, в те периоды, когда партийный контроль над искусством был слаб, и в данной кинематографии возникали весьма любопытные произведения, вошедшие в историю советского киноискусства. Собственная организация по производству фильмов возникла в Минске в 1924 году. А уже через два года появилась художественно-просветительская лента «Проститутка» (1926). Режиссер Олег Фрелих не смог создать сильную ленту, но сенсационность, безусловно, присутствовала. Оказалось, древнейшая профессия существует и в «первом в мире государстве рабочих и крестьян», а «девушки с пониженной социальной ответственностью» страдают так же, как в каком-нибудь Париже или Лондоне. Лента 1926 года очень быстро попала под запрет. Впервые после середины двадцатых её показали открыто лишь в перестройку, в 1988-м. Иная судьба постигла минскую комедию о романтических отношениях, семейной жизни и младенце. Фильм Владимира Корш-Саблина «Моя любовь», вышедший в 1940 году, тоже поругивали за легкомыслие и подражание зарубежным образцам, но не закрыли.
В середине семидесятых годов, по заказу Гостелерадио, на «Беларусьфильме» поставили ряд популярных лент для юной аудитории. Это экранизации Николаем Калининым произведений Анатолия Рыбакова «Кортик» (1973) и «Бронзовая птица» (1974), лента Валерия Рубинчика «Последнее лето детства» (1974), музыкальные версии сказок «Приключения Буратино» (1975) и «Про Красную Шапочку» (1977), выполненные Леонидом Нечаевым, а также кинематографическое переложение знаменитых «Денискиных рассказов» Драгунского - «По секрету всему свету» (1976), выполненное режиссером Игорем Добролюбовым Положение стало меняться лишь в последнее советское десятилетие. Фильмы двух Валериев – Рыбарева («Чужая вотчина» (1982), «Свидетель» (1985), «Меня зовут Арлекино» (1988) и Рубинчика («Венок сонетов» (1976), «Дикая охота короля Стаха» (1979), «Культпоход в театр» (1982) - заставили посетителей советских кинотеатров открыть для себя не совсем привычное белорусское кино.

Обостренная социальная тематика сюжетов, рассказанных Рыбаревым, демонстрировала потаенные ранее пласты тогдашней советской жизни. Лента «Меня зовут Арлекино», вышедшая в самом начале перестройки, стала самой кассовой белорусской картиной за всю историю. Только за первый год ее посмотрели около 42 миллионов человек! Внимание к молодежной субкультуе, жесткость в изображении «серых будней», смелость эротической сцены – всё это привлекло людей, никогда прежде не видевших подобного на экранах. Ленты Рубинчика, даже и социальные, как «Культпоход в театр», были более камерными, утонченными по стилистике. Кассовых рекордов они не били, но эстетическое удовольствие мыслящей публике, безусловно, доставляли.
Дикая охота короля Стаха
Беларусьфильм, 1979, цветной, 2 серии, 130 мин.

Автор сценария: Владимир Короткевич, Валерий Рубинчик Режиссер-постановщик: Валерий Рубинчик Оператор: Татьяна Логинова Композитор: Евгений Глебов В ролях: Борис Плотников, Альберт Филозов, Валентина Шендрикова
Появление этого фильма произвело самый настоящий фурор. Дело в том, что снят он был в жанре мистической драмы, что не приветствовалось в советском кино. Всего несколько фильмов с призраками, ведьмами, колдунами и оборотнями существовало в советском кинематографе - «Медвежья свадьба» (1925) и «Вий» (1967). Всем этим персонажам в СССР было отведено место лишь в детских сказках, но никак не во «взрослом» кино. И уж совсем неожиданным было появление мистического фильма в Белорусии.

Карлик Базиль - В. Федоров Кадр из фильма «Дикая охота короля Стаха», режиссер В.Рубинчик. /В.Федоров в роли карлика Базиля/ Производство киностудии «Беларусьфильм», 1979 г. Из фонда
«Беларусьфильм».
Крепкие, часто успешные ленты о партизанах и безликие картины о современности – больше никто ничего не ждал от «Беларусьфильма». И вдруг… Конечно, весь советский политес был соблюден. Действие разворачивалось в Полесье в начале ХХ века. Роман Короткевича, экранизацией которого лента являлась, был опубликован. Финальное разоблачение мистицизма имело место. Но это всё, что было сделано для начальства. Простые зрители целых два часа зачарованно смотрели загадочную, манящую и, порой, страшноватую историю белорусских лесов и болот. Режиссер Валерий Рубинчик и оператор Татьяна Логинова умело и изящно показали эту историю с помощью острой и временами неожиданной визуальности. Подчас изобразительная пластичность предстает в картине едва ли не самоцелью, что, конечно же, не позволило ленте стать чемпионом проката. Но в памяти всех, кто увидел её тогда, она, безусловно, задержалась.
Регистрация на мероприятие
Валерий Рубинчик
(1940 - 2011)
Советский, российский и белорусский кинорежиссёр и сценарист. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1998). Окончил три курса Белорусского театрально-художественного института в Минске (1962).. В 1962 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа и окончил его в 1969 году (мастерская Я. Сегеля). С 1969 года — режиссёр на студии «Беларусьфильм», позже - художественный руководитель; с 1990 года — на «Мосфильме». В 1999 году возглавил мастерскую режиссуры кино и телевидения в Институте современного искусства, с 2004 года — декан факультета режиссуры кино и ТВ там же. Избранная фильмография: «Сын»; «Осенний этюд»; «Шестое лето»; «Могила льва»; «Венок сонетов»; «Дикая охота короля Стаха»; «Культпоход в театр»; «Отступник»; «Комедия о Лисистрате»; «Нанкинский пейзаж».