Азербайджанская ССР
АЗЕРБАЙДЖАНФИЛЬМ (Киностудия АЗЕРБАЙДЖАНФИЛЬМ им. Джафара Джаббарлы). Баку, Азербайджанская ССР, СССР.
1922 - создание первой в республике кинофабрики, ставшей
предшественницей сегодняшней киностудии Азербайджанфильм.
1923 - учреждено Азербайджанское фото-киноуправление (АФКУ),
осуществлявшее меры по национализации и объединению фото-кинотеатров и прокатных контор отдельных предпринимателей.
1926 - 1930 - «Азгоскино».
1930 - 1933 - «Азеркино».
1933 - «Азфильм».
1934 - «Азгоскинопром».
1935 - 1940 - «Азерфильм».
1941 - 1959 - «Бакинская киностудия».
1961 - киностудия «Азербайджанфильм» имени Джафара Джаббарлы».

Киностудия «Азербайджанфильм» имени Джабарян. Рабочий момент съёмки одного из эпизодов фильма «Аршин мал алан»; режиссёры Р.Тахмасиб и Н.Лещенко, актер Р.Бехбудов. Азербайджанская ССР, 1945 год. Из фонда архива Госфильмофонда Азербайджана и студии «Азербайджанфильм».
Первый всесоюзный успех азербайджанской кинематографии случился сразу после войны. Тогда на экранах появилась экранизация оперетты «Аршин Мал Алан», поставленная режиссерами Рзой Тахмасибом и Николаем Лещенко. Незатейливые приключения юного искателя невесты, вынужденного переодеваться уличным торговцем, очаровали советских зрителей, истосковавшихся по жизнерадостным зрелищам. А следующий триумф бакинских кинодеятелей был в 1959 году. Ленту Тофика Таги-заде «На дальних берегах» (1958) посмотрели двадцать семь с половиной миллионов человек. Этот успех положил начало целой серии картин о разведчиках в тылу врага в годы Второй Мировой войны. Последующие двадцать лет в кинозалах СССР регулярно показывали фильмы подобного рода, но лента азербайджанских кинематографистов стала первой, если не считать легендарного «Подвига разведчика», появившегося за десять лет до неё. Актер Нодар Шашик-оглы, исполнивший роль неуловимого Михайло, мгновенно стал звездой. Женщины, бывшие основными зрительницами советских кинотеатров, млели от стройного красавца. Подростки мечтали быть на него похожими. Артист снимался и в других лентах, но навсегда остался для всех отважным азербайджанским воином Мехти Гасаном-заде, сражавшимся с нацистами на севере Италии.
В пятидесятые-шестидесятые годы кинематографисты из Баку радовали зрителей веселыми, незамысловатыми комедиями («Не та, так эта» (1956), «Где Ахмед?» (1964), шпионскими картинами («Поединок в горах» (1968). Как и на всех иных советских киностудиях, здесь также выпускались и пропагандистские, историко-революционные ленты. В самом начале и самом конце семидесятых годов киностудия «Азербайджанфильм» имени Джафара Джаббарлы выпустила два фильма по сценариям Рустама Ибрагимбекова. Шумным кассовым успехом они не пользовались, но влияние на духовную жизнь республики, да и всего Советского Союза, бесспорно, оказали. Лента «В этом южном городе» (1969, выход на экраны – март 1970) была поставлена Эльдаром Кулиевым и повествовала о человеке, который, по законам кровной мести, должен убить своего лучшего друга. Он считался женихом сестры героя, но женился на другой девушке. Мурад не может совершить это убийство, а родня не понимает, отчего он не хочет следовать обычаям предков…

Драматургическая коллизия, которая в индийских мелодрамах разрешалась бы по-болливудски, здесь стала основой для серьезной социально- психологической киноистории, вызвавшей киносообществе. Картина Расима Оджагова «Допрос» (1979, выход на экран – май 1980) – острое публицистическое произведение, рассказывающее о коррупции, пронизавшей общество. Фильм делает далекоидущие выводы. Государственная премия СССР свидетельствовала о том, что проблема, впервые затронутая так серьезно и открыто, услышана и понята «наверху». Следователя-азербайджанца, бескомпромиссно борющегося с подпольными миллионерами, сыграл москвич Александр Калягин. В 1982-м невероятной популярностью пользовалась телевизионная лента «Не бойся, я с тобой!» (1981), поставленная в Баку всеобщим КВН-овским любимцем Юлием Гусманом. Музыку к картине написал и одну из главных ролей исполнил ещё один любимец советского народа – Полад Бюльбюль- оглы, нынешний посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации. Через десять лет, в самый разгар перестройки режиссер Вагиф Мустафаев снял в Баку «Мерзавца» (1988, выход на экран – ноябрь 1988). Здесь азербайджанцем предстал грузин Мамука Кикалейшвили, ставший после этой роли всесоюзно популярным. В фильме жестко и вместе с тем легко и изящно повествовалось о человеке, для которого путь наверх по карьерной лестнице является единственной целью жизни. И ради этой цели мерзавец Хатам готов пойти на всё. Успех картины стал последним крупным событием кинематографии советского Азербайджана.
Аршин мал алан
Бакинская киностудия, 1945, черно-белый, 96 мин.

Сценарий: Сабит Рахман Режиссеры: Рза Тахмасиб, Николай Лещенко Операторы: Али Саттар Атакишиев, Мухтар Дадашев Композитор: Узеир Гаджиибеков В ролях: Рашид Бейбутов, Лейла Джаванширова
Очень долгое время самым популярным азербайджанским фильмом в СССР была экранизация оперетты Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан». Её смотрели и пересматривали, песни из неё повторяли. Рашид Бейбутов, сыгравший и спевший партию Аскера, стал кумиром всех советских женщин. Оперетта Гаджибекова, написанная в 1913 году, впервые была экранизирована через три года. Но ни этот немой фильм, ни американская версия 1937 года не имели популярности.

Кадр из фильма «Аршин мал алан», 1945, режиссёры Р.Тахмасиб и Н.Лещенко: актер Рашид Бейбутов в роли Аскера. «Азербайджанфильм», 1945
Боле того, в 1965 году, помня о невиданной всенародной любви к картине сорок пятого года, начальники поручили «Азербайджанфильму» сделать новую версию музыкальной истории. За двадцать лет, разделяющих эти две ленты, техническое состояние кинематографа изменилось к лучшему. Но цветной, широкоэкранный «Аршин мал алан» проиграл черно-белому, снятому, по большей части, в декорациях к фильму режиссеров Рзы Тахмасиба и Николая Лещенко. В середине шестидесятых новую версию старой оперетты зрители просто не заметили. В чем же дело? А именно в том, что фильм был поставлен в 1945 году и вышел на экраны через год после победы в войне. Людям хотелось ярких, праздничных зрелищ – именно таковым и стала работа бакинских кинематографистов. Середина шестидесятых - время иных желаний, иных стремлений, иных страстей. Никакие технические совершенства не смогли заменить ту очаровательную наивность, ту веру в любовь и счастье, что пронизывала каждый кадр старой ленты. Любопытно также, что главный герой оперетты – молодой купец, который, по совету своего друга, переодевается торговцем, чтобы разглядеть невесту до свадьбы (этого категорически нельзя было делать на Востоке). Купец – это, по советской терминологии, «эксплуататор трудового народа». Но нигде, ни в одном эпизоде, ни в одном кадре мы не увидим обличения «классово-чуждого элемента». Только любовь, только песни, только радость. И это – тоже причина популярности картины у советских зрителей, уставших от идеологической ненависти предвоенного кино.
Регистрация на мероприятие
Рза Тахмасиб
(1894 - 1980)
Полное имя - Тахмасиб Рза Аббас-Кули Оглы. Театральный артист, режиссёр и педагог, автор книг о театре. Народный артист Азербайджанской ССР (1964), лауреат Сталинской премия второй степени (1946) за фильм "Аршин мал алан". В 1937 году окончил режиссёрский факультете ВГИКа. Избранная фильмография: «Сабухи» (с А.И. Бек-Назаровым); «Аршин мал алан» (с Н. М. Лещенко); «Огни Баку» (с А.Г. Зархи и И.Е. Хейфицем); «Так рождается песня» (с М. Микяиловым); «Можно ли его простить?».
Николай Лещенко
(1908—1954)
Советский кинорежиссёр и сценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени за фильм "Аршин мал алан". В 1932 году окончил режиссёрские курсы при «Ленфильме». С 1941 по 1947 - режиссёр различных киностудий; с 1947 по 1949 - генеральный директор киностудии «Военфильм» в Вене. С 1951 года режиссёр киностудии «Леннаучфильм». Избранная фильмография: «Золотой ключик» (совместно с А.Н. Толстым); «Аршин мал алан» (совместно с Р.А. Тахмасибом).