Армянская ССР
АРМЕНФИЛЬМ («АРМЕНФИЛЬМ» им. Амо Бек-Назарова) Ереван, Армянская ССР, СССР
1923 — 1925 в системе Главполитпросвета Наркомата просвещения Армении была создана организация «Госкино»;
1925 — 1926 — общество «Госфотокино»;
1926 — 1928 — кинофабрика АО «Арменкино»;
1928 — 1938 — киностудия АО «Арменкино»;
1938 — 1957 — Ереванская киностудия художественных фильмов;
1957 — 1965 — «Арменфильм»;
1965 — присвоено имя Амо Бек-Назарова.

Фото режиссера: режиссер Фрунзе Довлатян
Когда заходит речь об армянском кино, прежде всего вспоминают тех многочисленных этнических армян, что составили славу мирового кинематографа. Скажем, золотого классика Голливуда Рубена Мамуляна, прославившего несравненную Грету Гарбо в «Королеве Христине (1933). Или – чудесного и остроумного французского мастера Анри Вернея, настоящее имя которого Ашот Малакян. В его завораживающих, изящных и ядовитых криминальных драмах шестидесятых годов блистали Жан Габен, Ален Делон и прочие звезды прекрасного периода истории кино… Однако, и на родине этих гениев существует своя, в высшей степени занимательная история. Первые документальные съемки в Армении состоялись в 1911 году. А в 1923-м, через год после создания СССР, в Ереване была организована киностудия. Вначале она называлась просто «Госкино».
Потом – «Госфотокино». Затем – «Арменкино». Следом – «Ереванская киностудия». И, наконец, «Арменфильм».

Одним из ее основателей стал знаменитый уже тогда артист и режиссер Амбарцум Бек Назарян, которому предстояло превратиться в классика многонационального советского кино Амо Бек - Назарова. Он поставил первый армянский художественный фильм «Нукус», первую звуковую ленту «Пэпо» (1935).
За фильм «Зангезур» (1938) Амо Бек-Назаров был удостоен Сталинской премии второй степени. А после кончины классика в 1965-м студии было присвоено его имя. Невероятную всесоюзную популярность обрели два фильма о легендарном революционере Семене Тер Петросяне, известном под кличкой Камо – «Лично известен» (1957) и «Чрезвычайное поручение» (1965). Открытки с изображением артиста Гургена Тонунца, сыгравшего главного героя, никогда не залеживались в киосках «Союзпечати», торговавших фотографиями актеров советского кино. Самым, очевидно, сильным художественным потрясением стала для зрителей лента 1965 года «Здравствуй, это я!», сделанная молодым режиссером Фрунзе Довлатяном, который сразу же стал национальной гордостью и мэтром отечественного кино.

А ещё через три года студия в Ереване приютила великого армянина Сергея Параджанова, практически, изгнанного коммунистическими надзирателями за искусством с киностудии имени Довженко. Однако, фильм «Саят Нова», в котором удивительный киновизионер перекладывал поэзию древности на язык экранных образов долго не могла пробиться через цензурные рогатки. Дело спас один из основоположников советского кино Сергей Юткевич. Перемонтированная им лента под названием «Цвет граната» всё-таки появилась в весьма ограниченном прокате в 1969 году. В новейшее время в Армении было несколько попыток восстановления оригинальной версии фильма, но подлинное воплощение замысла гениального постановщика осуществить уже оказалось невозможно.

Эдмонд Кеосаян свои главные фильмы сделал на «Мосфильме». Советские мальчишки, бегающие по десять раз на его «Неуловимых (мстителей –прим.ред.)» (1966), конечно, не задумывались, откуда появился режиссер так понравившегося им фильма. И, быть может, чтобы им, повзрослевшим, напомнить о своих корнях, Кеосаян ставит в Ереване камерное и тонкое «Ущелье покинутых сказок» (1974), а затем, выходя вновь на всесоюзный уровень, выпускает ленту «Когда наступает сентябрь» (1975), которая впоследствии берет приз кинофестиваля в Каире. Там Владимир Ивашов станет петь песню «Для тебя», а отца его экранной жены сыграет самый- самый любимый советский армянин. И без него, конечно же, разговор об армянском кино будет неполным. Народный артист Армен Борисович Джигарханян, сыграл более 250 ролей в картинах, снимавшихся на всем советском пространстве. Его неутомимая и яркая творческая деятельность породила ставшую классической добрую эпиграмму: «Гораздо меньше на земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян»
Здравствуй, это я!
Арменфильм, 1965 год, черно-белый, широкоэкранный 2 серии 2ч. 15мин.

Автор сценария: Арнольд Агабабов Режиссер-постановщик: Фрунзе Довлатян Оператор: Альберт Явурян В ролях: Армен Джигарханян, Ролан Быков, Наталья Фатеева, Магарита Терехова
История дружбы, творческого соперничества двух молодых физиков снята, поставлена и сыграна в классическом стиле шестидесятых годов. Черно-белый широкий экран – главный киноформат времени – предлагает нам проследить за простыми человеческими судьбами. Отношением к жизни, науке, любви… Если угодно, в картине раскрыта и другая грань одного из основных конфликтов времени – между «физиками» и «лириками».

Кадр из фильма «Здравствуй, это я!», режиссер Ф.Довлатян. Производство студии «Арменфильм», 1965
Серьезная, «физическая», сторона конфликта персонифицирована в мужских образах. «Лирическая» - в женских. Актерский состав интернационален. Артема играет никому тогда не известный армянский артист Армен Джигарханян. Он снялся к тому времени в пяти ереванских фильмах, ни один из которых не вышел за рамки республиканского значения. Лента Довлатяна стала началом заслуженной всесоюзной популярности артиста. Его партнер по фильму – уже весьма к тому времени известный и всеми любимый российский еврей Ролан Быков. Ну, а образы женщин воплощают две русские красавицы. Одна – обожаемая всей страной Наталья Фатеева. Другая - юная актриса театра имени Моссовета Маргарита Терехова, для которой роль Тани стала впечатляющим кинодебютом. Полноценным режиссерским дебютом явилась лента и для Фрунзе Довлатяна. До этого он снимал в Москве, в содружестве со своим соратником по ВГИКу Львом Мирским. Их картины «Карьера Димы Горина» (1960) и «Утренние поезда» (1963) пользовались значительным зрительским успехом. Признанием несомненных художественных заслуг постановщика явилось приглашение фильма на каннский фестиваль 1966 года, а также Государственная Премия Армянской ССР режиссеру и оператору Альберту Явуряну.
«Здравствуй, это я!» - абсолютная, проверенная временем классика советского многонационального кино, запечатлевшая явные и потаенные думы и стремления шестидесятников. Хотите понять и почувствовать то время – смотрите не только ленты, сделанные в Москве и Ленинграде, но и этот фильм, созданный в Ереване.
Регистрация на мероприятие
Фрунзе Довлатян
(1927 - 1997)
Полное имя — Довлатян Фрунзе Вагинакович. Актер, режиссер, сценарист, директор фильма. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1966), Народный артист СССР (1983). Окончил театральную студию при Армянском драматическом театре имени Г. Сундукяна (1947, Ереван), режиссёрский факультет ВГИКа (1959, мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой). Избранная фильмография: «О чем шумит река»; «Карьера Димы Горина»; «Здравствуй, это я!»